Сталинский бурлеск: 85 лет кинофильму «Волга-Волг

07.08.2023

В 1938 году в Советском Союзе состоялась премьера картины, вошедшей в золотой фонд киноклассики, — знаменитой музыкальной комедии «Волга‑Волга». Она стала одним из культовых фильмов эпохи и любимой кинолентой Сталина, которой он поднимал себе настроение в самый тяжелый год войны — 1941‑й.

Фильму режиссера Григория Александрова еще на стадии создания была суждена судьба трудная, но в конечном итоге счастливая. Сюжет простой и незамысловатый, как это бывает в комедиях: в городке Мелководске живет почтальонка Дуня по прозвищу Стрелка, которая поет в самодеятельном ансамбле и сочинила песню о реке Волге. Ее жених — дирижер симфонического оркестра, отстаивающий преимущества классической музыки перед народной песней. А местный бюрократ Бывалов, начальник управления мелкой кустарной промышленности, зажимает таланты из народа, не отпуская их на конкурс в Москву. Причем, что характерно, ситуацию режиссер взял из реальной жизни и далее просто утрировал в сатирической манере.

Режиссер Александров уже прославился на весь СССР после выхода фильма «Веселые ребята», где сыграли Леонид Утесов и Любовь Орлова — самые любимые певцы своего времени. Композитором, как и в «Веселых ребятах», в новом кино выступил Исаак Дунаевский, а тексты песен сочинил Василий Лебедев‑Кумач. Орлова (на тот момент уже жена и муза режиссера) получила и роль Стрелки в «Волге‑Волге». Для этой роли она подходила идеально: профессионально пела, зажигательно танцевала, сочетала таланты эксцентричной комедийной актрисы и лирической героини. К слову, имидж Орловой как дивы и примадонны создал именно ее муж, взяв за основу благородный стиль актрисы Марлен Дитрих (которую сама Орлова, видимо вследствие этого, терпеть не могла). Чиновного бюрократа Бывалова сыграл комик Игорь Ильинский — на тот момент уже очень популярный театральный актер, который великолепно состоялся в комедиях. Его Бывалов был настолько мелочно глуп и узнаваем, что хлесткие фразочки сценаристов вроде «я не могу следить за каждой балалайкой!» сразу пошли в народ. Роль не далась артисту легко: так, сцену, где он прыгает с парохода, снимали в октябре, ему семь раз пришлось нырять в ледяную воду с восьмиметровой высоты, рискуя здоровьем. Но зато Ильинский в своей роли был настолько достоверен, что на него обиделось даже несколько руководителей с «Мосфильма», усмотрев в созданном образе сходство с собой.

А вот название «Волга‑Волга» у фильма, по легенде, появилось благодаря Чарли Чаплину, с которым Григорий Александров дружил. Режиссер в Сан‑Франциско катался вместе с Чаплиным на лодке и распевал: «Волга‑Волга, мать родная, Волга — русская река!» Тогда‑то великий комик и поделился мнением, что первые слова музыкальной фразы — отличное название для фильма.

Съемки велись в 1937 году, в разгар репрессий и шпиономании, когда уже было ясно, что вот‑вот начнется очередная мировая война.

Комедия стала ответом на соцзаказ: людям нужно было дать фильм, который придаст им бод­рости духа и при этом продемонстрирует все лучшее, что есть в стране.

Оттого кадры «Волги‑Волги» буквально насытили техническими новинками, передовыми для своего времени: так, зритель в подробностях может рассмотреть шлюз № 3 канала имени Москвы в Яхроме, который поднимал суда на уровень восьми метров, а также гидроузел архитектора Мовчана — две большие башни, украшенные медными каравеллами (12‑метровыми копиями шхуны Колумба «Санта‑Мария»). В ноябре 1941‑го, когда Красная армия отступала, гидроузел был взорван, реконструирован в 1942‑м. А вот каравеллы из красной меди воссоздали заново лишь в 1991‑м, и фильм тут сыграл роль исторического документа.

Показан в картине и арочный мост через канал имени Москвы, построенный инженером Бачелисом, который славился своими огромными 120‑метровыми пролетами — на конец 1930‑х только в Испании был мост с пролетами больших размеров. А Северный речной вокзал в районе Ленинградского шоссе в кадре просто блистает: построенный в виде ажурного корабля, «плывущего» вдоль Химкинского водохранилища, он был, как и мост, закончен в 1937‑м, так что картина Александрова стала презентацией двух великолепных сооружений на всю страну. Кстати, в фильме появляется и майоликовое панно на стене речного вокзала, где изображен вид Дворца Советов, который только‑только начали строить. Также видим и разно­образные плавсредства, в том числе современные пассажирские пароходы и первые советские речные трамвайчики — прообраз будущих послевоенных речных теплоходов.

Считается, что «Волга‑Волга» сразу же стала любимым фильмом Сталина. Режиссер Александров вспоминал: «Однажды по окончании приема в Георгиевском зале Кремля в честь участников декады украинского искусства И. В. Сталин пригласил группу видных деятелей культуры в свой просмотровый зал. Там были Немирович‑Данченко, Москвин, Качалов, Корнейчук и многие другие видные деятели искусства. Сталин не первый раз смотрел «Волгу‑Волгу». Он посадил меня рядом с собой. По другую сторону сидел В. И. Немирович‑Данченко. По ходу киноленты Сталин, делясь с нами своим знанием комедии, своими чувствами, обращаясь то ко мне, то к Немировичу‑Данченко, полушепотом сообщал: «Сейчас Бывалов скажет: «Примите от этих граждан брак и выдайте им другой». Произнося это, он смеялся, увлеченный игрой Ильинского, хлопал меня по колену. Не ошибусь, если скажу, что он знал наизусть все смешные реплики этой кинокомедии...» На том же приеме Сталин шутливо сказал актеру Игорю Ильинскому, сыгравшему Бывалова: «Я — бюрократ, и вы бюрократ. Надеюсь, мы поймем друг друга».

Фильм получил Сталинскую премию первой степени, а это означало не только крупную сумму денег, но и соответствующий уровень почета. Правда, Ильинского после этой картины не снимали в кино много лет — до самой «Карнавальной ночи», когда молодой режиссер Эльдар Рязанов пригласил его развить свой уже сыгранный образ в искрометной роли товарища Огурцова.

«Волга‑Волга» — пожалуй, самый бурлескный фильм советского кинематографа, составивший конкуренцию американским мюзиклам. 

Сработавшийся тандем Дунаевского и Лебедева‑Кумача насытил картину множеством прекрасных песен, которые мгновенно обрели популярность и выходили отдельными пластинками. Хотя музыкальные критики поругивали киноленту за неуважение к классической музыке и даже писали режиссеру возмущенные письма, на что Александров неизменно отвечал: им просто не хватает чувства юмора!

Sb.by

https://www.sb.by/articles/stalinskiy-burlesk-85-let-kinofilmu-volga-volga.html