«Сложный глобальный проект»

22.03.2023

 Инновационные решения и современные материалы, полная замена дорожного полотна, восстановление старых бетонных конструкций, осушение воды у опор и привлечение к ремонту плавсредств. Что ждет «рыбинскую чайку» в ближайшие два года, читайте в интервью с Александром Огарковым, руководителем проекта АО ГК «ЕКС».

Раритетная конструкция

То, что капитальный ремонт Волжского моста в Рыбинске – процесс практически беспрецедентный, по крайней мере, для нашего региона, сомневаться не приходится. Работа идет круглосуточно. С начала марта на объект вышли около 70 человек днем и 50 – по ночам. В пиковые моменты на стройку выйдут 250 рабочих одновременно. Проект не только объемный, но и архисложный в силу целого ряда причин.

— Капремонт такого сооружения, как мост, — всегда очень непростая задача, — говорит Александр Огарков. — В случае с Волжским мостом в Рыбинске процесс усложняется еще и потому, что конструкция старая. Когда имеешь дело с новым типовым мостом, четко понимаешь, какой объем каких работ предстоит выполнить, можешь четко спланировать график. Здесь все иначе. Многие задачи ты можешь поставить только непосредственно на объекте, выяснив по факту, в каком состоянии находятся те или иные конструкции или сколько потребуется материалов. Сохранилось мало чертежей. Проектировщики непрерывно работают над изысканием материалов в архивах, мы ведем обмеры и отправляем им.

Разбор пролетов

Чтобы построить новое, нужно разобрать старое. Капремонт начинается с демонтажных работ на той половине моста, где закрыто движение.

— Сначала уберем перильное барьерное ограждение, столбы освещения, займемся выносом всех коммуникаций, — рассказывает руководитель проекта. — Работы будут проводиться одновременно со стороны левого и правого берегов.

Второй этап – демонтаж дорожного полотна.

— Будем снимать плиты с асфальтовым покрытием. Когда установятся благоприятные погодные условия, и на улице потеплеет до плюс пяти, запустим дорожную фрезу – на оставшемся участке снимем весь асфальт, демонтируем плиты пролетного строения, — продолжает Огарков.

Иными словами, рабочие уберут все, по чему рыбинцы ездили и ходили шесть десятков лет. Под ногами строителей будет зиять пропасть. Насколько это безопасно для действующей части моста?

— Все учтено. Проектным институтом произведен расчет, в связи с этим на мосту введены ограничения по весу и по скорости, чтобы не допустить негативного воздействия от проезжающего транспорта, — утверждает подрядчик. – Хочу обратиться к жителям: ограждения, которые выставлены на мосту, – это не просто так, они установлены ради вашей безопасности!

На демонтаж первой части моста потребуется порядка 3-4 месяцев. Однако точный срок обозначить сложно, поскольку конструкция старая и таит в себе множество сюрпризов, с шестидесятых годов какой-либо серьезный ремонт на мосту не производился.

Параллельно с разбором дорожного полотна будет производиться ремонт конструкций.

— Работы будут идти поэтапно. После демонтажа определенного участка, например эстакадной части, начнем ремонт опор – непосредственно по вертикальной поверхности. Одновременно на этом месте будем устанавливать новую плиту проезжей части. И так далее – следующие участки, — поясняет Огарков.

На этом этапе в тротуарах будут заложены новые каналы под сетевые коммуникации: электрокабели, проводной интернет, судовая сигнализация. После того как по месту зальют новые плиты, положат слой гидроизоляции и новый асфальт, подрядчик приступит к монтажу ограждений и фонарей.

— Новые мачты освещения будут в том же стилевом решении, что и на Волжской набережной – под старину, — уточняет Александр Огарков.

Новые швы

Одна из главных проблем моста в его нынешнем состоянии – это деформационные швы и влага, которая попадает в конструкцию. Она разрушается, все дефекты проезжающие по мосту могут в буквальном смысле слова прочувствовать на себе. По мнению подрядчика, в старом проектном решении эти моменты были не до конца продуманы.

— Новую плиту будем заливать по месту, и деформационные швы будут выполнены по современным технологиям. Однако надо понимать, что стыки нельзя перекрывать полностью – они должны работать, и чувствительность при проезде швов все равно останется, однако будет незначительной, — отмечает руководитель проекта.

Это на будущее. Однако уже сейчас подрядчик произведет небольшой ремонт на швах — для удобства автомобилистов и увеличения скорости прохождения моста:

— Ямы в районе стыков мы уже залили литым асфальтом и будем следить за их состоянием.

Новая сила бетона

Арки моста и опоры рабочие демонтировать не будут – они останутся на месте. Но в дальнейшем займутся и ими.

— Понятно, что в течение шестидесяти лет материалы старели и разрушались. Рыхлый бетон предстоит удалить, оголить конструкцию до арматуры, которая тоже будет обрабатываться, чтобы исключить ржавление. Саму поверхность опор и арок будем восстанавливать в объемах современными высокотехнологичными составами. Прочность у них в два раза больше, чем у бетона. После этого наносится слой гидроизоляции – она предотвратит попадание воды внутрь. Финальный этап – покраска. Все процессы жестко описаны и выполняются по результатам обследований, — описывает последовательность работ руководитель.

Плавучие бригады

Глобальный ремонт моста требует неординарных решений. Часть работ подрядчик выполнит с воды с применением плавсредств.

— Вокруг каждой опоры моста, которая находится в воде, будут возведены ограждающие конструкции, оттуда будет выкачиваться вода, укладываться тампонажный слой бетона. Появятся строительные леса, с которых будет производиться ремонт тел опор. Для таких работ могут применяться баржи, плавучие краны, — делится планами Огарков.

О дефектах – в режиме онлайн

Какие меры безопасности будут приняты для защиты курсирующего по мосту транспорта и рабочих? Этот вопрос беспокоит каждого, кто въезжает на мост.

Для безопасности автомобилистов по пролету моста расставлены парапетные бетонные блоки, рассчитанные на удерживающую нагрузку. В случае если кто-то заснет за рулем, они не допустят съезд машины с моста.

В середине моста, где большая ветровая нагрузка, будет натянута мусороулавливающая сетка.

— Пыли много не будет, поскольку в основном мы будем применять технологию алмазной резки и демонтаж крупными кусками, — поясняет Огарков. — В эстакадной части, на берегах появится ограждение строительной площадки.

Часть вторая

После того как асфальтобетонное покрытие, освещение и ограждения будут восстановлены на одной части моста, строители перейдут к капремонту второй половины конструкции. Когда это произойдет?

— В планах – ноябрь этого года, — объясняет подрядчик. — Но сроки могут корректироваться, потому что проект очень сложный, в нем много нюансов. Например, помимо организации движения по мосту, нужно увязать и движение под мостом – там ходят суда. Проектом предполагается устройство конструкций, которые будут занижать его габариты. Рабочие должны оказаться под мостом, чтобы произвести демонтаж и в дальнейшем – восстановление бетонного покрытия. Сейчас идут согласования графика с Каналом имени Москвы, окончательная схема работы будет понятна только после этого. Возможно, реверсивное движение будет введено и для судов.

Кроме самого моста, большие изменения произойдут и на берегах.

— На левой стороне Волги появится круговое движение. Будут организованы два кольца: одно на выезде с моста, другое – на перекрестке улиц Коллективизации и Рыбинской. Предстоит построить новую систему ливневой канализации, локальные очистные сооружения на обоих берегах для очистки стоков, — рассказывает Александр Огарков.

Разворотное кольцо на правом берегу останется на прежнем месте, но и его ждет обновление – замена асфальтобетонного покрытия.

Но к этим работам подрядчик приступит уже после того, как ремонт Волжского моста будет полностью завершен.

Рыбинск новости

https://gazeta-rybinsk.ru/2023/03/15/114980