15 июля 2022 года исполняется 85 лет Каналу имени Москвы

27.07.2022

15 июля 2022 г. канал имени Москвы празднует свой 85-й юбилейный день рождения.

На протяжении долгих лет канал имени Москвы снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области, создаёт кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой. Благодаря каналу за столицей закрепилось название «Порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного.

Краткая история

Строительство канала Москва-Волга длилось 4 года и 8 месяцев. Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 г. создано управление эксплуатации канала. В постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 г. В 1945 году в состав предприятия вошёл Вышневолоцкий техучасток.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России. В честь 800-летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 г., канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы. Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами переданы в ведение предприятия в 1950 году.

Передача предприятию водных путей и гидросооружений на реке Оке в 1958 году завершила формирование зоны деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы».

Оглядываясь на прошедшие годы эксплуатации, можно сказать, что технические решения инженеров-проектировщиков канала имени Москвы по габаритам искусственного водного пути, по конструктиву сооружений, по механическому оборудованию судоходных шлюзов, по агрегатам насосных станций и ГЭС прошли проверку временем.

3 октября 1977 г. Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100-летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве Управление канала имени Москвы награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Архитектура

Архитектура канала Москва-Волга строилась в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу, а его гидротехнические сооружения были оформлены очень красиво. Результат достигнут благодаря огромному таланту авторов. Старший архитектор А.М.Рухлядев спроектировал и построил Московский (Химкинский) речной вокзал, 9-й шлюз, Карамышевскую железобетонную плотину и электростанцию. Для большинства сооружений, таких как ансамбль Яхромского шлюза № 3 (В.Я.Мовчан), Икшанского шлюза № 5 (Д.Б.Савицкий), ансамбль шлюзов № 7 и 8 (В.Ф.Кринский), авторы нашли тактичную меру применения пластических форм, сообщавших гидротехническим комплексам разнообразие архитектурного облика.

Военное время

В 1941 году канал Москва-Волга сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Группой специалистов канала Москва-Волга (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу с использованием гидротехнических сооружений. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь 

от г. Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин–Рогачево–Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 г. был осуществлен сброс воды из канала Москва-Волга в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. Через водосброс № 51 вода из канала имени Москвы сбрасывалась в реку Яхрому. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен непроходимый водный заслон.

Канал Москва-Волга выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников канала Москва-Волга превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

В годы Великой Отечественной войны канал Москва-Волга ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции канала Москва-Волга составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По каналу Москва-Волга перевозились военные грузы.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении канала Москва-Волга и его пуске к навигации 1942 года.

19 мая 1942 г. было открыто сквозное движение по каналу Москва-Волга.

Известные люди канала Москва-Волга

Жук Сергей Яковлевич (1892-1957). Академик, Герой Социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, генерал-майор инженерно-технической службы.С 1932 по 1937 год в должности главного инженера руководил проектированием и строительством канала Москва-Волга. Возглавлял созданный им на базе проектного управления строительства канала всесоюзный ордена Ленина проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт “Гидропроект”, которому было присвоено его имя. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Рухлядев Алексей Михайлович (1882–1946). Русский и советский архитектор, педагог; один из основателей советской архитектурной школы. В 1920-х годах представитель рационализма – авангардистского течения в скульптуре. Занимался проектированием административных и жилых зданий, промышленных предприятий. В 1936 году был назначен старшим архитектором Волгостроя. За проектные работы по каналу Москва-Волга награжден орденом Ленина, за проект Химкинского речного вокзала на Парижской Международной выставке искусств и техники был награжден дипломом «Grand Prix».

Вихляев Иван Иванович (1896-1965). Профессор. Почвовед. Основатель Центральной торфяной станции (ЦТБОС) в Дмитрове. Преподаватель ТСХА. Специалист по торфу на строительстве канала Москва-Волга.

Агафонов Дмитрий Филиппович (1897-1970). Инженер-путеец, генерал-директор речного флота 3 ранга. С 1939-1951 – начальник Управления канала Москва-Волга (С 1947 – канала имени Москвы). В годы ВОВ в период оборонительных боев при его участии был разработан план использования сооружений канала как оборонительного рубежа Москвы. За эти операции в составе группы работников канала отмечен правительственной наградой.

Работа учреждения в настоящее время

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов Российской Федерации (г.Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области).

В учреждении 10 филиалов по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений: Московский, Рыбинский, Рязанский, Тверской, Тушинский, Яхромский, Волжский; два района водных путей Серпуховский, Муромский и одно специфическое подразделение - Дмитровские электросети.

Объекты учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей (ВВП), из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования (СНО) – 1726 км.

Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от Твери до населенного пункта Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и реке Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:

- обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;

- водоснабжение города Москвы;

- содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;

- обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

- государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения;

- выработка и передача электроэнергии.

Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Все перечисленные функции, с соблюдением установленных приоритетов, выполняются на протяжении 85 лет работы канала имени Москвы.

Внутренний и речной туризм развивается с каждым годом. В навигацию 2021 года через шлюзы Учреждения прошло 17 863 пассажирских судна. По внутренним водным путям Московского бассейна в навигацию 2021 года перевезено 1 678 801 пассажиров.

Ввод в эксплуатацию гидроузла Белоомут в навигацию 2021 года улучшил ситуацию в устье реки Москвы, где увеличилась гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м на участке общей протяженностью 15 км. Кроме того, была увеличена гарантированная глубина на участке реки Оки от населенного пункта Щурово до гидроузла Белоомут общей протяженностью 50 км с 2,0 м до 2,2 м, а также на участке реки Оки от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск с 1,8 м до 2,0 м.

В 2021 году повысилась категория содержания ВВП на участке от гидроузла Белоомут до гидроузла Кузьминск со 2-й светоотражающей на 1-ю освещаемую. А также улучшена навигационная обстановка на участке реки Волги от населенного пункта Мигалово до города Тверь протяжённостью 10 км с 3-й неосвещаемой на 1-ю освещаемую.

Для обеспечения безопасного судоходства на ВВП Московского бассейна было задействовано 3487 знаков навигационного ограждения, в том числе 2098 плавучих навигационных знаков и 1389 береговых.

В навигацию 2022 года произошло улучшение качественных параметров участков ВВП (повышение категорий средств навигационного оборудования) с гарантированными габаритами и СНО на 3-х участках общей протяженностью 13 км с 7-й категории на 1-ю и 2-ю категории (канал Липня протяженностью 8 км, подход к грузовым причалам порта г. Углича протяженностью 3 км, река Трубеж протяженностью 2 км). Рассматривается обращение Правительства Тверской области об изменении категории ВВП на реке Шоша протяженностью 2,5 км с 7- категории на 1 категорию для обеспечения движения пассажирских судов в порт Завидово. Планируется обслуживание 2-х участков ВВП регионального значения, расположенных в г. Москва (водоотводной канал протяженностью 4,55 км и участок Кунцевской луки - 2,2 км).

Кроме того, на участке реки Москва от гидроузла Софьино до гидроузла Северка протяженностью 69 км увеличена гарантированная глубина с 2,0 м до 2,2 м.

Для обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях Московского бассейна задействовано - 3501 знака навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных знаков - 2098 единиц и 1403 единицы береговых навигационных знаков.

 

Министерство транспорта Российской Федерации

https://mintrans.gov.ru/ministry/awards/anniversaries/14?ysclid=l5rtuqdy8x51561790