Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений Канала имени Москвы

16.02.2018

По итогам доклада главного инженера ФГБУ «Канал имени Москвы» А.В. Андросова на конгрессе «Гидротехнические сооружения и дноуглубление».

В целях обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации гидротехнических сооружений Канала имени Москвы осуществляется мониторинг их состояния, предпринимаются меры по реконструкции и модернизации сооружений. Так, за последние годы в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020)» на Канале имени Москвы выполнена реконструкция на пяти насосных станциях, где заменили по одному насосному агрегату. На Рыбинском шлюзе заменены клапанные затворы и двустворчатые ворота, реконструирована насосная станция откачки, причальные линии. В настоящее время на шлюзе идет замена аварийных затворов, механического и электрического оборудования.

В 2015 г. введен в эксплуатацию в новом створе гидроузел Кузьминск с новой улучшенной инфраструктурой. Это первый судоходный гидроузел, построенный в нашей стране за последние 30 лет. Ввод в эксплуатацию нового Кузьминского гидроузла позволил ликвидировать лимитирующий судоходство участок, а также вывести из работы устаревшее и небезопасное гидротехническое сооружение. Появилась возможность возобновления круизных маршрутов по Оке — так называемой «Московской кругосветки», созданы условия для развития грузового судоходства.

В настоящее время ведутся работы по замене донных затворов на плотине №21 Иваньковского гидроузла; на Угличском шлюзе идет замена затворов наполнения; продолжается реконструкция гидроузла Белоомут, которая планово должна завершиться в январе 2019 г.

Стремительное развитие информационных технологий вызвало принципиально новый подход в архитектурно-строительном проектировании — создание компьютерной модели сооружения. ФГБУ «Канал имени Москвы» в 2018 г. планирует приступить к выполнению пилотного BIM-проекта на одном из объектов Канала. BIM (Building Information Modeling) — процесс, аккумулирующий в себе в числовом виде все сведения об объекте на всех стадиях его жизненного цикла, с момента возникновении идеи до реконструкции или утилизации: документация, расчеты, чертежи, сметы, модель и пр.

Исходя из опыта российских и зарубежных компаний, внедрение BIM позволяет достичь следующих результатов:

до 10–30% экономия от стоимости проекта;

до 50% сокращение сроков проектирования;

до 7–15% сокращение сроков реализации проектов;

до 3% повышение точности сметных расчетов;

до 80% сокращение времени на разработку смет.

По результатам реализации пилотного BIM-проекта в ФГБУ «Канал имени Москвы» будет принято решение о дальнейшем внедрении технологии BIM-проектирования на объектах Канала.

Все предпринимаемые ФГБУ «Канал имени Москвы» меры, как в отношении конкретных сооружений, так и в целом касающиеся системы управления безопасностью Канала, обеспечивают недопущение проблемных ситуаций. По прогнозам специалистов ФГБУ «Канал имени Москвы», к 2022 г. на всем протяжении Канала не останется сооружений, которые могли бы иметь неудовлетворительное состояние хотя бы по одному признаку.

Источник: Журнал «Гидротехника», выпуск 1 (50) 2018