Новый шлюз гидроузла «Белоомут» в Луховицком районе практически достроен

30.10.2017

Строительство нового судоходного шлюза в рамках реконструкции гидроузла «Белоомут» на Оке практически завершено. Его уже наполнили водой, а первое опытное шлюзование запланировано на ноябрь этого года. Ожидается, что уже в навигацию следующего года грузовые и пассажирские суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут пользоваться новым шлюзом одного из старейших в московском регионе гидроузлов.

До начала реконструкции на гидроузле «Белоомут» было старое деревянное сооружение. Теперь его сменил новый шлюз.

«Это железобетонная однокамерная конструкция: длина камеры шлюза составляет 276 метров, ширина — 18 метров, а глубина — 6,8 метра. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 метров и весят 155 тонн каждый», - Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

В октябре 2015 года началась подготовка к реконструкции «Белоомута», а новый шлюз начал создаваться в феврале 2016 года. Строительство было масштабным: днище между лицевыми стенками шпунтовых рядов выполнено из сотни распорных железобетонных балок толщиной метр на метр. Во избежание повреждения камеры находящимися в шлюзе судами, ее стенки защитили спецпокрытием из высокомолекулярного полиэтилена.

Кроме того, в новом шлюзе появилась электронная система управления. Шлюзы старого образца работают на электромеханическом приводе, разработанном в середине 1960-х годов, и редукторе с лебедкой. Чтобы открыть ворота шлюза, лебедку приходится вращать.

Сегментными затворами нового шлюза можно управлять с центрального диспетчерского пульта управления либо с местного пульта, так как новая система полностью автоматизирована.

В конце прошлой недели прошли первые испытания нового шлюза. Камеру затопили и протестировали уплотнительные элементы. Створы шлюза открываются и перекрываются сегментными затворами, позволяя опустошать или наполнять камеру, уплотнительные элементы при этом обеспечивают герметичность соединений и предотвращают поступление воды.

«Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза — левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз», - Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Гидроузел «Белоомут» в Луховицком районе — один из старейших в Московской области. «Белоомут» и рязанский гидроузел «Кузьминск» образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. «Белоомут» требует реконструкции, чтобы поднять уровень воды на 76 сантиметров. Это повысит судоходные глубины, увеличив, таким образом, провозную способность. В настоящий момент первый этап реконструкции завершается. Построен судоходный шлюз, а конце августа этого года была сдана первая очередь плотины.

Герман Елянюшкин отмечает, что аналога инфраструктуры Канала имени Москвы в мире не существует.

«По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок — к 2019 году», - Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Как подчеркнул руководитель Канала имени Москвы, планируется поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала имени Москвы.

Ранее сообщалось, что в акватории Москвы-реки будет проведен эксперимент по внедрению новой технологии, позволяющей исследовать дно водоемов с воздуха. Специальное оборудование, не имеющее аналогов в мире, ускорит процесс определения глубин и сделает работы намного дешевле.

Источник: Телеканал «360»