На канале имени Москвы внедряются цифровые технологии

09.05.2018

Тезисы выступления руководителя ФГБУ «Канал имени Москвы» Германа Елянюшкина на заседании коллегии Росморречфлота и общественного совета при агентстве, прошедшем 22 декабря 2017 года.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях (общей протяженностью 3842 км) в 12 субъектах РФ. Предприятие, включающее 10 филиалов, обслуживает порядка 240 гидротехнических сооружений (ГТС), эксплуатирует " 95 единиц технического флота.

С учетом современных тенденций Учреждение создает единую электронную систему управления всеми транспортными и технологическими процессами (которых более 100).

По поручению руководителя Росморречфлота создается интегрированная информационная система (для ПК и мобильных устройств) - Ситуационный центр обеспечения безопасности судоходства и контроля ГТС, который позволит дистанционно следить за всеми операциями в режиме реального времени и оперативно принимать меры. В нем будут отражаться сведения о функционировании объектов инфраструктуры: насосных станций, шлюзов, плотин и DC. Сотрудники предприятия и контрагенты смогут в режиме online получать актуальную информацию об объемах перекачиваемой из Волги воды и вырабатываемой электроэнергии, о текущих уровнях воды, габаритах судового хода (и их возможных отклонениях от нормативов).

Перевод на интегрированную платформу диспетчерских систем преследует цель удобного и быстрого создания оперативных отчетов о грузо- и пассажиропотоках, а также единого информационного бюллетеня по всем речным бассейнам (соответствующие данные будут отображаться на электронной карте).

Такой подход повысит не только безопасность судоходства и качество навигационного обслуживания, но и в целом эффективность управления транспортным комплексом.

Новая система призвана стать востребованным сетевым ресурсом, на базе которого будут выстраиваться электронные сервисы, оказываться услуги для разных потребителей: собственников флота, судоводителей, грузоперевозчиков, круизных компаний, туристов и пассажиров. Соответствующие продукты будут понятными и доступными.

В частности, у судовладельца появится возможность с помощью «Личного кабинета» осуществлять в цифровом виде весь документооборот (заключать договоры, совершать платежи и др.).

В ближайшие 2 года ФГБУ «Канал имени Москвы» планирует освоить цифровые методы сбора и обработки информации, чтобы предлагать пользователям электронные услуги в режиме реального времени.

Одним из самых важных развиваемых сервисов является цифровая картография. В этой сфере Россия пока существенно отстает от развитых стран: у нас по-прежнему используются в основном аналоговые карты. Они обновляются 3 раза в год «вручную»: судоводители получают текстовые извещения и самостоятельно вносят соответствующие правки на бумагу.

В 2019 году в Московском бассейне будет внедрена цифровая картография.

На базе предприятия уже сформирован Отраслевой центр картографии. Для обеспечения высокой точности карт требуется оперативный учет изменений габаритов судового хода (глубина, рельеф дна), поэтому промеры глубин водных путей уже производятся с помощью многолучевого эхолота, а также (в рамках эксперимента) радиолокационного геосканирования - уникальной отечественной разработки, позволяющей проводить исследование «с воздуха».

Передовые принципы позволят перейти на виртуальную расстановку навигационных знаков. Это в свою очередь должно обусловить продление срока навигации за счет экономии времени на выставление и снятие обстановки, оптимизировать бюджетные расходы на ее обслуживание.

В ближайшие 2 года ФГБУ «Канал имени Москвы» планирует освоить цифровые методы сбора и обработки информации, чтобы предлагать пользователям электронные услуги в режиме online.

Источник: Речной транспорт ХХI (№1, январь-март, (85), 2018)