Канал имени Москвы и путешествия вдоль него

02.07.2018

Шлюзы, тоннели, заградворота, насосные станции, на скорости 12 км/час

Канал имени Москвы – сооружение уникальное. Он не самотечный, а «энергетический»: воду для переброски из Волги поднимают насосами по пяти ступеням со шлюзами. Каждый шлюз – уникальное произведение архитектурного искусства сталинских времен, величественное и грозное. Путешествие по каналу имени Москвы – погружение в историю, которое можно пережить с разными впечатлениями.

Поит, снабжает и освещает Москву

Канал имени Москвы приводит в Москву около 60% потребляемой воды и множество важных грузов с Волги – стройматериалы, лес, уголь и зерно. Его вода работает на нескольких ГЭС и дает электроэнергию – в том числе, для подъема воды. По каналу ходят рейсы до Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону.

Трасса канала начинается на правом берегу Волги около Дубны и на протяжении 73 км поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды на высоту 38 метров к водоразделу, где создано пять водохранилищ – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское. Затем вода спускается на 36 метров к точке соединения с Москвой-рекой. Все шлюзы канала имени Москвы одинаковы по размеру и устройству. Длина камеры шлюза составляет 290 метров, а ширина 30 метров.

Длина канала – 128 километров, ширина по поверхности – 85 метров, по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метров. На нем имеется 11 шлюзов, 8 земляных плотин и 3 железобетонные, 8 ГЭС, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 туннеля, 2 тросовые паромные переправы для автотранспорта – всего более 240 разных гидротехнических сооружений. Особенно красивы и оригинальны шлюзы № 7, 8 и 9, а также Карамышевская плотина. У входа в канал имени Москвы лицом к шлюзу стоит гранитный Ленин. Рост Владимира Ильича вместе с постаментом – 37 метров. Раньше напротив Ленина располагался Сталин, но при Хрущеве эту статую уничтожили.

Река Сестра проходит поперек канала, под его дном, в трубах на глубине более 10 метров. Яхрома на протяжении двадцати километров течёт рядом с руслом канала, но в обратную сторону.

Построен руками заключенных быстрее, чем Суэцкий

В 1930-е годы Москву-реку у Кремля можно было перейти вброд, городу критически не хватало воды. Работа над строительством канала имени Москвы началась в 1932 году и длилась 4 года и 8 месяцев. Для сравнения: Суэцкий канал, который длиннее лишь на 30 километров, строили 10 лет. С территории, по которой проложили канал, эвакуировали около 200 деревень – более 7000 домов.

Для строительства канала был создан лагерь Дмитлаг, крупнейший строительный лагерь сталинской эпохи, управление которого находилось в Борисоглебском монастыре. Заключенные копали землю вручную, перебрасывая ее лопатами по цепочке, возили на деревянных тачках. В советской литературе упоминалось, что при строительстве применялся 171 экскаватор (при постройке Панамского канала их было всего 50), 160 паровозов, тысячи автомобилей. Но ряд современных исследователей сходятся во мнении, что достаточный парк техники появился только под конец строительства. Утверждать это сложно: архив Дмитлага был уничтожен при эвакуации осенью 1941 года.

По этой же причине нельзя точно сказать об общем количестве рабочих. По неофициальным данным, за все время через стройку прошло более миллиона человек. Количество погибших разнится от 20 тысяч человек по официальным данным сталинского времени до более чем 300 тысяч по неофициальным.

Музей истории и современности канала им. Москвы

Во время наступления фашистских войск на Дмитров часть канала осушили, и подо льдом образовалась пустота. Танки противника не могли пересечь такую преграду. Воду направили в пойму реки Сестры, она сметала врага, не давая подойти к Москве, однако при этом погибло и немало деревень.

Путешествия по воде

Максимальная скорость движения по воде внутри самого канала – не более 12 км/час, чтобы его берега не размывались от волн. По водохранилищам ограничения скорости нет. По каналу имени Москвы ходят двух- и трехпалубные красавцы-теплоходы. Путешествия начинаются с причалов Северного речного вокзала. Самые популярные направления – Углич, Кострома, Ярославль. Круизы стоят от 15 до 25 тысяч, занимают от 3 до 5 дней. В программе помимо речной свежести и водных красот – экскурсии, развлечения, регулярное питание с баром и приятная компания.

По каналу имени Москвы можно путешествовать и более бюджетно. Теплоход довезет до Икши и обратно за 10 часов и около 1500 рублей (провиант в эту сумму не входит, но на борту есть буфет с некоторым количеством яств и напитков), также есть вариант запастись едой заранее.

10 часов на тихой воде – опыт особенный, запаситесь терпением и плеером с любимой музыкой.

В интернет можно найти частные предложения водных экскурсий по каналу на небольших комфортабельных катерах. Как прокатиться по каналу на белом теплоходе, рассказано тут, тут и вот здесь. Бюджетные малые водные поездки предлагают по этой ссылке, опыт таких плаваний изложен в этом тексте. Велосипедные турне тоже в наличии: раз, два, три.

Путешествия по суше вдоль канала

Вдоль канала проложена автомобильная дорога, по которой можно с комфортом проехать на автомобиле, сделав остановки на шлюзах и в городах по пути следования: насладиться историческим антуражем Дмитрова, атомной сутью Дубны, проникнуться общей атмосферой сталинского ампира. Как это сделать, рассказано тут. Люди в хорошей физической форме оценят поездку вдоль канала на велосипедах. Любители шоссейников могут двигаться параллельно автомобильному потоку, фрирайдеры – по береговой дороге, с которой можно при желании свернуть в окресные леса.

И тогда постепенно стало приходить понимание, что все эти красивые берега устроены довольно сложно... Что, вообще, это никакой не берег реки, а насыпная береговая дамба с каменной отмосткой, что окружающая местность намного ниже уровня воды в Канале, и в округе, насколько хватает глаз, ни единый камень не лежит на том месте, куда его положила сама природа, что все вокруг взято из других, неведомых мест и перенесено сюда руками одних неведомых людей по воле других неведомых людей.

Источник: Путеводитель по Московской области