Каналу имени Москвы – 86 лет

15.07.2023

МОСКВА. ФГБУ «Канал имени Москвы» празднует свой 86-й день рождения. На протяжении долгих лет канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы, обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Москвы и Московской области, создаёт кратчайшую воднотранспортную связь Москвы с Верхней Волгой и Единой глубоководной системой России.

Учреждение выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях 13 субъектов РФ. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская, Ивановская области и республика Мордовия.

В общей структуре функционирует 11 филиалов, 7 районов гидротехнических сооружений, 2 района водных путей, а также Дмитровские электрические сети и Центр связи спутниковых систем. 

Объекты включают 234 гидротехнических сооружения. К ним относятся 20 судоходных шлюзов, 29 плотин, 12 дамб, 61 канал, 7 ГЭС, 5 насосных станций и 100 прочих гидротехнических сооружений.

Также Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, Москве-реке и р.Оке от Калуги до входа в канал Сейма.

С начала навигации 2023 года по системе гидротехнических сооружений бассейна прошли порядка 26,6 тыс. судов различного назначения, из них 14,2 тыс. грузовых, 7,1 тыс. пассажирских и 5,3 тыс. судов технического, вспомогательного флота и маломерных судов.

По внутренним водным путям бассейна перевезено более 740 тыс. пассажиров. Общий пассажиропоток по отношению к аналогичному периоду навигации 2022 года увеличился на 10%. Объем грузоперевозок в 2023 году превышает 7 480 тыс. тонн, что соответствует показателям 2022 года.

На обслуживании водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов выполнены путевые работы по дноуглублению на транзите на 1061,8 тыс. м3,  дноочищению на 840 тонн, тралению на 167,6 км2 и русловым изысканиям, в количестве 160 съемок.

Проведено 6 регулярных обследований сооружений, входящих в «Перечень объектов, имеющих судоходные гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию». Утверждены 6 деклараций безопасности.

Большое внимание Учреждение уделяет внутренней культуре жизни своих работников. Второй год подряд организовываются Спартакиады. Они проводятся с целью пропаганды и развития здорового образа жизни, привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. В этом году показателем пользы проведения таких мероприяприй стала победа команды ФГБУ «Канал имени Москвы» в Общероссийской Спартакиаде Профсоюза Работников водного транспорта РФ. 

История строительства канала берет своё начало с состоявшегося 15 июня 1931 года Пленума ЦК ВКП (б). Именно там было принято решение соединить Москву-реку и верховья Волги. Причиной этого стала огромная нехватка воды в столице, вызванная быстрым приростом населения и развитием промышленности. Воды в реке около Кремля было настолько мало, что ее можно было перейти вброд.

Строительство канала Москва-Волга длилось 4 года и 8 месяцев. За рекордно быстрые сроки было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций. Для реализации проекта потребовалось удалить более 150 млн. кубометров земляного грунта на расстоянии почти 130 км.

Появление грандиозной магистрали для транспортировки пресной воды, обеспечения судоходства и промышленного развития столицы позволило преодолеть главную преграду на пути развития Москвы и сделать ее портом пяти морей.

Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

В годы Великой Отечественной войны канал не только внес косвенный вклад в защиту столицы, но и сыграл роль в инфраструктурной обороне. Он был использован как мощный оборонительный рубеж, что оказало важное значение в истории победы советского народа под Москвой.

Канал ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала военные грузы, воду и электроэнергию. Ремонт механизмов повреждённых шлюзов начался сразу после отступления немцев. Сквозное движение по каналу открылось вовремя - 19 мая 1942 года.

В 1945 году в состав предприятия вошёл Вышневолоцкий технический участок, празднующий в этом году 320-летие со дня начала своего строительства.

В честь 800-летия столицы, которое отмечалось 7 сентября 1947 года, канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.

Водные пути Угличского и Рыбинского водохранилищ с Угличским и Рыбинским шлюзами переданы в ведение предприятия в 1950 году.

3 октября 1977 года Президиумом Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов и в связи со 100-летием со дня ввода в эксплуатацию искусственных водных путей на реке Москве, Управление канала имени Москвы награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Оглядываясь на прошедшие годы эксплуатации, можно сказать, что технические решения инженеров-проектировщиков канала имени Москвы прошли успешную проверку временем.