Москворецкой шлюзованной системе – 145 лет

03.10.2022

МОСКВА. Москворецкой шлюзованной системе 3 октября 2022 года исполняется 145 лет. Благодаря её созданию, на протяжении долгих лет выполняются важные функции, главной из которых является обеспечение судоходства на Москве-реке. В настоящее время гидротехнические сооружения, построенные для Товарищества Москворецкого туерного пароходства, находятся в границах зоны ответственности Московского РГС — филиала ФГБУ «Канал имени Москвы».

Основными целями деятельности филиала в части водных путей являются: эксплуатация и развитие внутренних водных путей, обеспечение судоходства на внутренних водных путях, обводнение рек Москвы, Яузы и других водных объектов в целях улучшения их санитарного состояния.

За последние 10 лет по водному участку Москворецкой шлюзованной системы проведено 170 608 шлюзований. Также за всё это время прошло 337 884 судна различного назначения, перевезено 46 миллионов 580 тысяч тонн грузов и 3 миллиона 407 тысяч пассажиров. Общая протяженность водных путей составляет 132 км.

Стоит отметить, что канал имени Москвы празднует в этот день еще один значимый юбилей своей истории. Ровно 45 лет назад Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов наградил канал имени Москвы Орденом Трудового Красного Знамени.

Для улучшения условий судоходства на р. Москве с 1874 по 1877 годы Товариществом Москворецкого туерного пароходства были построены гидроузлы Перервинский, Бесединский (сейчас Трудкоммуна), Андреевка, Софьино, Фаустово и Северка. В результате была образована Москворецкая шлюзованная система.

В Центральном государственном историческом архиве СССР, в фонде Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов, сохранилась телеграмма председателя Правления Товарищества Москворецкого туерного пароходства Министру финансов от 11 октября 1877 года. В телеграмме сообщалось: «Правление общества Туерного Москворецкого пароходства имеет честь доложить Вашему превосходительству, что дело, предоставлявшее так много технических затруднений, осуществилось и сегодня после молебна открылся для торговли и промышленности усовершенствованный путь по реке Москве». В докладе Министра путей сообщения Александру II от 19 октября 1877 года записано, что «11 октября последовало открытие правильного цепного пароходства по реке Москве от впадения оной в Оку до г. Москвы на протяжении 170 верст».

Все плотины на р. Москве были выполнены однотипными и разборчатыми. Во время паводка они разбирались и суда проходили прямо над порогами. Камеры шлюзов имели габариты 205х15,6х1,6 м и представляли собой корытообразные выемки с укрепленными откосами. Устои шлюзов были выполнены из камня, а двустворчатые ворота деревянными, с ручными лебедками. Шлюзы были однокамерными, за исключением Перервинского шлюза, который имел 2 камеры и 3 головы. Для наполнения и опорожнения камер в устоях шлюза имелись водопроводные галереи сечением 1,0х1,0 м. Наполнение и опорожнение остальных шлюзов осуществлялось через клинкеты в воротах.

Камеры шлюзов вмещали по 2 судна грузоподъемностью до 820 т. Время шлюзования составляло 45-60 мин. Одновременно по всему протяжению шлюзованного участка был уложен проволочный канат диаметром 8 см и поставлены туеры мощностью 15-20 л.с. Но вследствие извилистости и слабого течения, туерная тяга оказалась нерациональной, не смогла конкурировать с конной тягой, и поэтому в 1879 году была упразднена. Канат был вынут из реки, а туеры переделаны на бункерные пароходы.

С постройкой плотин и шлюзов судоходство на Москве-реке сразу же возросло и грузооборот, не превышавший ранее 60 000 т, достиг 100 000 т. в навигацию, при этом доставка значительно ускорилась и удешевилась в 3-4 раза.

В 1902 г. шлюзованная Москва-река перешла в ведение Московского округа путей сообщения и судоходство на ней стало более интенсивным, чему способствовали принятые меры по улучшению судоходный условий р. Оки на участке Коломна–Рязань.

За период с 1920 по 1932 годы были реконструированы все 6 плотин. Новые плотины, как и прежние, были разборчатого типа с фермами Поаре, за исключением Фаустово, где применены фермы Шварцера. По шлюзам была проведена в небольших объёмах модернизация с целью облегчения труда рабочих; применен электропривод для маневрирования двустворчатыми воротами и клинкетами, для наполнения и опорожнения камер.

Особую роль сыграла Москворецкая система в годы Великой Отечественной войны, помогая в перевозках грузов по перегруженным и поврежденным железным и шоссейным дорогам.

В 1958 году Москворецкая шлюзованная система перешла в подчинение Управления канала имени Москвы. Это послужило толчком к резкому подъёму уровня культуры технической эксплуатации, а затем и реконструкции старых Москворецких сооружений.

С 1961 по 1972 годы без прекращения судоходства были реконструированы гидроузлы Бесединский (Трудкоммуна), Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка. Проектирование гидроузлов было проведено Гипроречтрансом Министерства речного флота РСФСР, а строительство выполнено четвертым экспедиционным отрядом гидротехнических работ Подводречстроя. Габаритные размеры камер шлюзов – 270х18 м. Минимальная глубина на порогах шлюзов – 2,5 м.

В период 1983 по 1989 годы построены новые железобетонные плотины на гидроузлах Андреевка и Трудкоммуна. Плотины – железобетонные, судоходные с плоскими затворами. Плотины имеют два пролета- судоходный шириной 50 м и водосбросной шириной 25 м.

С 2009 по 2012 годы проведены реконструкции верхних и нижних голов шлюзов гидроузлов Трудкомунна, Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка, с заменой сегментных полноповоротных уравновешенных затворов.

В настоящее время проводится замена плоских затворов на плотинах Андреевка и Трудкоммуна.

В период 2023 по 2027 годы запланирован капитальный ремонт плотин Софьино, Фаустово и Северка.

Сегодня все шлюзы Москворецкой шлюзованной системы оборудованы полноповоротными уравновешенными сегментными затворами, которые по сравнению с двустворчатыми воротами позволяют значительно сократить время наполнения и опорожнения камеры шлюза. Применение такой конструкции затворов позволило принять принципиально новое компоновочное решение головы шлюза, при котором механизмы размещаются только на одной стороне. Наполнение и опорожнение камер происходит из-под затвора. Благодаря реконструкции шлюзов, пропускная способность Москворецкой шлюзованной системы существенно увеличилась.