Подготовка гидротехнических сооружений Тушинского РГС к навигации-2021

18.02.2021

К началу навигации-2021 все гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Москвы» будут полностью готовы к эксплуатации, в том числе и канал № 294 Тушинского РГС.

Находящийся в ведении Тушинского РГС канал № 294, на котором в 2019 и 2020 гг. велись аварийно-восстановительные работы, в настоящее время ведет себя стабильно. Специалисты-гидротехники регулярно проводят визуальный осмотр дамб с составлением соответствующих актов, в соответствии с которыми никаких протечек в тоннелях, над которыми проходит данный канал, не зафиксировано.

В целях контроля и мониторинга на данном судоходном гидротехническом сооружении установлены 19 пьезометров, 16 из которых автоматизированы. Данные приборы позволяют постоянно отслеживать фактические уровни грунтовых вод в дамбах канала. Показания пьезометров выводятся на пульт управления диспетчера шлюза №8, согласно полученным данным, все наблюдаемые колебания уровней минимальны и находятся в установленных пределах нормы.

В настоящее время канал № 294 спущен на 0,8 м до зимней эксплуатационной отметки. На 17 февраля уровень воды в канале достиг отметки 142,37 м (минимальный уровень в межнавигационный период составляет 142, 00 м). В соответствии с Программой наполнения примерно за неделю до открытия навигации (которая в Московском бассейне внутренних водных путей согласно распоряжению Росморречфлота откроется 24 апреля 2021 г.) специалисты-гидротехники начнут постепенно наполнят канал до его нормального навигационного уровня – 143,10 м (глубина 6,33 м).

Для окончательного устранения последствий допущенных в 2000-2001 гг. ошибок при проектировании и строительстве по заказу Правительства Москвы под каналом 294 туннеля «Нововолоколамский-1,2, с учётом выявленных в 2019 г. Ространснадзором значительных нарушений технологии и низкого качества материалов, а также учитывая высокую степень износа этого судоходного гидротехнического сооружения (84 года), Росморречфлот включил указанный объект в Комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ), что позволит полномасштабно по итогам соответствующего обследования провести комплекс необходимых мероприятий по его надлежащему восстановлению.

Досье: Первоначально необходимость проведения аварийно-восстановительных работ возникла в январе 2019 г., когда произошел вынос грунта песчаной засыпки северной пазухи тоннеля на безнапорный откос западной дамбы Канала с его дальнейшим размывом и выходом пульпы на проезжую часть Волоколамского шоссе. В целях принятия безотлагательных мер Учреждение за счёт собственных средств оперативно заключило соответствующий контракт на аварийно-восстановительные работы, и уже в августе 2019 г. навигацию на повреждённом участке удалось восстановить.

В мае 2020 г. была вновь зафиксирована фильтрация, в связи с чем навигация была приостановлена на время, пока строители  в рамках гарантии выполняли частичный демонтаж железобетонных плит в русле канала (в районе восточной части северной пазухи тоннеля), производили дополнительное бетонирование части сооружения в районе северной шпунтовой стенки со стороны восточной дамбы, а также заменяли имеющийся грунтовой экран на более качественный по составу, тяжелый суглинок (с существенно более высокими характеристикам водонепроницаемости), уложенный по технологии послойного уплотнения.

Работы велись практически круглосуточно при постоянном осуществлении технического и строительного надзора со стороны соответствующих служб Учреждения и с регулярными докладами в Росморречфлот об их реализации, что в совокупности позволило 15.07.2020 (в День рождения Канала имени Москвы) восстановить навигацию-2020 в столичном районе Покровское-Стрешнево на канале № 294.