С участием ФГБУ «Канал имени Москвы» создаётся первая в мире государственная система помощи маломерным судам

14.10.2020

 

Применение государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» расширится уже в 2021 году – она будет использоваться не только на автомобильном, но и на водном транспорте. Создаваемая система мониторинга маломерных судов позволит как предотвращать ущерб жизни и здоровью граждан при происшествиях, так и снижать количество правонарушений на воде.

Основной проблемой при возникновении экстренных ситуаций с маломерными плавсредствами является сложность определения точного местоположения судна. В настоящее время 80% происшествий происходит из-за переворота судна и падения людей за борт, при этом в отличие от больших кораблей, маломерные суда часто не обеспечены специализированными средствами передачи сигнала SOS и определения координат места происшествия, вследствие чего экстренные службы зачастую тратят значительные материальные и кадровые ресурсы на поиск потерпевших или терпящих бедствие катеров, яхт и лодок. Множество происшествий с маломерными судами на воде, к сожалению, часто заканчивается трагически.

При использовании системы, создаваемой на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС», в момент нажатия на кнопку SOS координаты места происшествия немедленно передаются в службы экстренного реагирования. Применение такой системы позволит снизить тяжесть последствий чрезвычайных ситуаций на воде, существенно уменьшив время реагирования на инциденты, сократятся сроки проведения поисково-спасательных операций, будет обеспечена координация действий различных ведомств при возникновении ЧС. Всё это, в конечном итоге, повысит уровень безопасности передвижения на водном транспорте. Ожидаемый экономический эффект от проекта будет обусловлен сокращением затрат экстренных оперативных служб на поиск потерпевших бедствие маломерных судов.

Помимо вызова экстренных служб при чрезвычайных ситуациях, система даст владельцам плавсредств возможность подключить дополнительный функционал мониторинга и контролировать местоположение судов, соблюдение ими геозон и маршрута, вести обмен информацией с плавсредствами, отображать в web-интерфейсе картографическую информацию и координаты судов, оповещать о метеообстановке и о приближении судов к определенным геозонам и т. д. На основе этих данных можно будет формировать отчеты о движении водного транспорта за требуемые периоды времени.

Расширение применения ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» на водный транспорт – это закономерное развитие положительного опыта ее работы на автомобильном рынке. Сегодня система является универсальной цифровой платформой для автоматизации и трансформации процессов в самых разных отраслях.

Недавно завершился один из пилотных проектов, проводившийся АО «ГЛОНАСС» совместно с ФГБУ «Канал им. Москвы». В его рамках в реальных условиях отрабатывались сценарии обработки и передачи экстренного вызова с судна при чрезвычайном происшествии в службы экстренного реагирования через инфраструктуру ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Учитывая, что обеспечение безопасности судоходства является одной из приоритетных задач ФГБУ «Канал имени Москвы», использование системы мониторинга, в том числе маломерных судов, позволит повысить показатели безопасности на внутренних водных путях Московского бассейна.

Результаты пилотного проекта ФГБУ «Канал им. Москвы» и АО «ГЛОНАСС» были высоко оценены участниками совещания с участием представителей Росморречфлота, ФГБУ «Канал имени Москвы» и разработчиков навигационного оборудования. В рамках этой встречи эксперты АО «ГЛОНАСС» продемонстрировали работу системы мониторинга маломерных судов в режиме онлайн. Кроме того, была одобрена концепция повышения безопасности для маломерных плавсредств, базирующаяся на создании специальной системы экстренного реагирования.

По итогам совещания было принято решение о создании рабочей группы, которая проработает технические и юридические аспекты проекта, а также сформирует дорожную карту по созданию и развитию системы экстренного реагирования и мониторинга судов. В рабочую группу, помимо экспертов АО «ГЛОНАСС», войдут представители Минтранса РФ, Росморречфлота, Ространснадзора, МЧС России, ФГБУ «Канал имени Москвы», а также разработчики навигационного оборудования. При этом ожидается, что дорожная карта по созданию и развитию системы мониторинга судов будет создана ещё до конца текущего года. Техническое задание на данную систему будет подготовлено к апрелю 2021 г., а уже к июню 2021 г. завершится разработка проектов нормативно-правовых актов и основных технических нормативов.