Гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Москвы» успешно справились с весенним половодьем-2020

10.06.2020

В период сильных ливней, которые обрушились на Московский регион в конце мая 2020 года, созданная в Учреждении специализированная паводковая комиссия разработала и успешно реализовала целый комплекс мероприятий для предотвращения подтоплений.

Прежде всего был налажен постоянный мониторинг уровней воды с передачей информации каждый час по Пироговскому гидроузлу, что позволило по мере необходимости оперативно осуществлять транзитные сбросы через шлюзы №№ 1-6 Яхромского района гидротехнических сооружений и Сходненскую ГЭС, которые взяли на себя основную нагрузку в условиях приостановки работы гидроузлов №7 и № 8, временно выведенных из эксплуатации на период аварийного ремонта канала № 294 в районе Покровское-Стрешнево.

Для регулирования ситуации в бьефах до нужных уровней Учреждением также проводилось холостое шлюзование в ночное время.

Следует отметить, что согласованный Росморречфлотом комплексный противопаводковый План Учреждения также предусматривал решение таких важнейших задач, как строго регламентируемый судопропуск с «окнами» в 4 часа, что позволило в остальное время сбрасывать излишки воды через ГТС с использованием системы специальных водопроводных галерей.

Обильные осадки (т.н. нерасчётные дожди), отмечавшиеся в конце мая-начале июня 2020 года, превысили исторический рекорд, зафиксированный летом 1997 года. Причём, на этот раз уровни воды в водохранилищах водораздельного бьефа за сутки поднялись сразу на 15 см, максимальная отметка составила 162,17 м (при нормальном уровне 162,11 м).

Для недопущения подтопления территорий в черте города Москвы весь поступающий к гидроузлам Карамышево и Перерва приход воды пропускался транзитом. Таким образом, заблаговременное понижение уровней воды на гидроузлах Московского РГС позволило в результате оптимального режима работы сооружений не допустить подтопления территорий.

Кроме того, ещё с декабря 2019 г. и до самого наступления на Оке пика весеннего паводка весной 2020 г. силами сразу двух подведомственных Росморречфлоту учреждений «ФГБУ Канал имени Москвы» (Застройщик) и ФГБУ «Морспасслужба» (Генподрядчик) на реконструируемом гидроузле Белоомут Рязанского РГС был оперативно реализован превентивный противопаводковый план по завершению строительства плотины.

Обладающие большим опытом и надлежащей квалификацией специалисты-гидротехники Застройщика ещё зимой 2019 г. чётко осознавали недопустимость оставления к наступлению паводка незавершенными важнейших работ по реконструкции плотины, где на тот момент были введены только 2 водосливных пролета из 4-х, а на оставшейся части – возведена глухая строительная перемычка, из-за чего вся вода на Ока в районе гидроузла проходила только через эти 2 построенных пролёта общей длинной 36 м (2х18).

Поскольку при ситуативном моделировании, в котором в случае бездействия оказался бы гидроузел Белоомут в планируемом периоде прохождения весеннего паводка-2020 при подтоплении территорий в Луховицком районе Московской области (что впоследствии и оказалось реализованным на практике), с высокой степенью вероятности прогнозировалась явная угроза существенного разрушения уже построенных элементов плотины и затопления прилегающих территорий, Застройщик и Генподрядчик при поддержке Росморречфлота благодаря координации и оптимизации всех административных и производственных процессов смогли оперативно и с надлежащим качеством обеспечить завершение всех основных строительно-монтажных работ по гидроузлу Белоомут к весеннему паводку, осуществив достройку 2-х водопропускных пролетов и глухой части плотины.

Своевременная реализация указанных мероприятий позволила Застройщику – ФГБУ «Канал имени Москвы» – в период с 31 мая по 10 июня 2020 г., в целом, безопасно и без всякой угрозы как собственно для самого гидроузла, так и для прилегающих к нему территорий, пропустить аномальный дождевой паводок через гидроузел Белоомут; более того, в период прохождения этого паводка судоходство через гидроузел Белоомут вообще не остановлено не было.

Таким образом, разумное и своевременное предвидение, основанное на гидрометеорологическом прогнозировании и оптимальном управлении строительно-монтажными работами с выстраиванием схем максимальной приоритетности в зависимости от степени ожидаемого уровня угрозы, позволило подведомственным Росморречфлоту учреждениям реализовать все преимущества внутриведомственной координации и обеспечить на практике оперативное достижение необходимого уровня паводковой безопасности такого важного гидротехнического регуляторного сооружения, как плотина гидроузла Белоомут.

При этом чёткие и слаженные действия специалистов Учреждения и совместная скоординированная работа с профильными подразделениями Росморречфлота по заданному регламенту в условиях повышенного уровня осадков помогли не только удержать ситуацию под контролем, но и пройти в рабочем режиме пик дождей, полностью выполнив все стратегические функции по санитарному обводнению Москвы, поддержанию судоходства и сохранению надлежащего работоспособного состояния всех гидротехнических сооружений.