загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Водный туризм в Рыбинске – капля в Рыбинском море

На Верхней Волге в нынешнем туристическом сезоне побывали 260 тысяч путешественников. В Рыбинске их было всего 5 тысяч человек. И это только с туристических теплоходов! Помимо них, по Рыбинскому морю ходили экскурсионно-прогулочные суда, частные катера и яхты. Надо заметить, что первый теплоход причалил к Рыбинску только в начале июля. Строительство причала затянул подрядчик - фирма «Конт» из Санкт-Петербурга. Поэтому наш город смог принять только 54 круизных теплохода. Самую точную статистику по туристическим судам знают именно на Рыбинском шлюзе и его головном предприятии «Канале имени Москвы». О туристах, работе шлюза, безопасности гидросооружений и о другом нам рассказал в эксклюзивном интервью руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.  

Герман Вячеславович, сколько туристов воспользовались услугами речного транспорта? И в частности на Верхней Волге?

В целом, с конца апреля – старта этого сезона – и до октября 2018 года по внутренним водным путям «Канала имени Москвы» перевезено свыше 1,24 млн человек. Общий турпоток составил 280 тыс. человек, в том числе на Верхней Волге – более 260 тыс. человек. Сюда входят экскурсионно-прогулочные перевозки, которые длятся не больше 24 часов, и круизы. Они могут быть короткими – до 2-5 дней, а могут продолжаться и 15-20 дней. В столичном регионе подавляющее большинство таких путешествий начинается с Северного речного вокзала. Затем теплоходы идут через рукотворный водный путь «Канала имени Москвы» длиной 128 км, соединяющий Москва-реку с Волгой, минуя множество шлюзов.

Канал имени Москвы в 2018 году сколько пропустил судов через верхневолжские гидросооружения (Рыбинский и Угличский шлюзы)?

По данным нашей Диспетчерской службы, в 2018 году «Канал имени Москвы» пропустил через верхневолжские гидросооружения более 19,5 тыс. судов, а общий показатель с начала навигации составил около 94 тыс. судов, проведено порядка 44 тыс. шлюзований. При этом через Рыбинский шлюз прошло более 6 тысяч единиц флота, прирост к аналогичному показателю прошлого года – около 2%, количество шлюзований здесь составило 3 323. Если говорить про Угличский шлюз, то он пропустил более 5 000 судов (20%), шлюз №1 в Дубне пропустил чуть больше 8 тысяч единиц флота (13%). При этом количество шлюзований здесь составило 2885 и чуть более 3000 соответственно.

Герман Вячеславович, кто является наиболее крупными пользователями шлюзов на Волге и, в частности, на Рыбинском шлюзе?

Это и пассажирский, и грузовой флот. А с учетом большого числа яхт-клубов и частных стоянок здесь наблюдается активное движение некоммерческого флота – личных яхт и катеров. Проиллюстрируют картину данные наших диспетчеров за 2017 год, когда из 121 тыс. судов, пропущенных через шлюзы «Канала имени Москвы», более 86 тыс. были грузовыми, а около 19 тыс. – пассажирскими.

Насколько становятся популярными речные прогулки и круизные путешествия для соотечественников и зарубежных гостей? И кого из них было в этом году больше – россиян или иностранцев?

Такой вид отдыха не только не теряет популярности, но и набирает обороты. В этом сезоне большой вклад в рост общего показателя речных прогулок в столичном регионе внес Чемпионат мира по футболу-2018 – как за счет иностранных болельщиков, так и благодаря российским путешественникам, приехавшим посмотреть игры из разных уголков страны. Среди пассажиров круизных теплоходов доля иностранных туристов составила 54%, российских – 45%. При этом рост иностранного турпотока перевозчики оценивают примерно в 10% к прошлому году. Иностранные туристы по-прежнему настроены на путешествия по рекам России. Как правило, они участвуют в круизах в составе организованных групп. В эту навигацию, кстати, география стран, из которых приехали любители круизов, пополнилась Малайзией, Вьетнамом, Сингапуром и Таиландом. Как и раньше, традиционными участниками круизов были европейцы, путешественники из США и Китая. Что не удивительно. Отдых на теплоходе – это возможность получить хороший сервис, узнать историю малых и больших городов, совершить интересные экскурсии, и, конечно, завязать новые знакомства. Люди нередко отправляются в повторное путешествие с теми, с кем подружились в круизе. По статистике, 90% речных путешественников – так называемые «возвратные» пассажиры.

Какие туры и круизы популярны, и в частности, на Верхней Волге.

В этом году в тройке наиболее популярных маршрутов, проходящих через Московский бассейн, вновь лидируют круизы Москва – Санкт-Петербург – Москва, Москва – Золотое кольцо, а также круизы по Оке: Москва – Павлово/Муром. Волга с ее живописными берегами и городами, всегда привлекали туристов. Наиболее востребованные круизы из столицы включают в себя посещение Тутаева, Кинешмы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Плеса, Чебоксар, Саратова, Самары и других волжских городов. Те, кто предпочитает семи-десятидневным путешествиям более короткий отдых на природе, успели полюбить стоянку в Весьегонске. Еще один перспективный проект в Тверской области – это Завидово, где также проходят водные пути «Канала имени Москвы». Мы уверены, что появление на Волге современного порта создаст новую парадигму в сфере рекреации, особенно круизного отдыха для занятых клиентов. Поездка на автомобиле по новой трассе Москва – Санкт-Петербург или на Сапсане до нового порта займет около часа. В итоге получится сэкономить почти два выходных дня.

Герман Вячеславович, какие наиболее интересные стоянки у туристов в Ярославской области – традиционные (по пути следования в городах) или нестандартные (например, зеленая стоянка Коприно на Рыбинском водохранилище и др.)?

В рамках пяти-семидневного путешествия из Москвы по «Каналу» и Волге круизный теплоход, как правило, делает остановки в Ярославле, Плесе, Костроме, Городце и в Нижнем Новгороде. Организуемые круизными компаниями экскурсии – это неотъемлемая и любимая пассажирами часть речных туров. С мая и до начала октября можно совершить трехдневные круизы из Москвы с традиционными стоянками в малых городах, таких, как Углич, Мышкин, Калязин и Тверь. Набирает популярность отдых в Коприне на Рыбинском водохранилище. Возможность побыть на свежем воздухе, искупаться, позагорать и порыбачить операторы расширили экскурсиями в соседние деревни, сохранившие этнический колорит. Пассажиры могут понаблюдать за работой ремесленников, в частности, стеклодувов. Здесь также немало спортивных развлечений на выбор: скутер, лодка или катер напрокат. Сам причал может принимать два круизных теплохода одновременно. Явный рост спроса уже целенаправленно закладывается в планы круизных компаний на следующий год. Если в текущую навигацию в Коприне сделано около 100 стоянок, то в 2019-ом их количество может вырасти на 10-15%. Приходит сюда и частный флот – яхты и катера.

Что необходимо сделать, чтобы вернуться к показателям туристического потока и грузоперевозок, сравнимых с советским временем? Ведь при распаде СССР реки страны остались в своих территориальных пределах Российской Федерации?

Прежде всего, следует модернизировать флот, увеличивать парк судов, развивать причальную инфраструктуру, а также, возможно, имеет смысл предоставлять льготы или преференции по топливу. По флоту, кстати, наметилась позитивная тенденция. В Московском бассейне скоро появятся уникальные лайнеры, созданные на отечественных верфях по российским проектам. Комфортабельные каюты с балконами, просторные палубы с лифтами и высокотехнологичными сервисами, обзорные салоны и террасы, рестораны, бары и конференц-залы, детские комнаты, фитнес-центры, солярии и салоны красоты – путешествовать по рекам России можно будет в настоящих плавучих пятизвездочных отелях мирового уровня.

Так, компания «Водоходъ» через два года получит новый круизный лайнер «Князь Владимир» проекта PV 300 вместимостью 342 человека. Сейчас теплоход строят на нижегородском заводе «Красное Сормово». Туристы, путешествующие по маршруту Москва – Санкт-Петербург, оценят амбициозный пятизвездочный борт в навигацию 2020 года. Судно можно будет эксплуатировать на Ладожском и Онежском озерах при высоте волны до 3 м, а также в морских и прибрежных районах. Это открывает перспективы создания новых привлекательных круизных маршрутов.

По заказу круизной компании «Мостурфлот» на астраханском заводе «Лотос» возводят пассажирское судно класса «река-море» – лайнер «Петр Великий» проекта PV300VD. На теплоходе смогут путешествуют 310 пассажиров. Он будет работать на линии Москва – Санкт-Петербург, а также совершать рейсы из столицы в Ростов-на-Дону, Сочи, Астрахань порты Черного и Каспийского морей. Суда подобного класса не строились в России более 60 лет.

Строительство новых, современных судов нас радует, ведь возможности «Канала имени Москвы» по судопропуску далеко не исчерпаны.

Cейчас уже завершился туристический сезон, в ближайшее время закончится и навигация для грузового флота. Какие работы проводятся в период навигации по содержанию гидротехнических сооружений? И какие в зимний период?

Специалисты всех наших гидроузлов, в том числе в Рыбинске, ведут ежедневный мониторинг состояния сооружений, проводят текущий ремонт. Контролю подлежат все ключевые системы гидротехнических сооружений, в том числе системы электроснабжения. Кроме того, серьезная работа ведется в межнавигационный период. Для уточнения ее объема проводятся визуальные и инструментальные обследования подводных элементов камер шлюзов – направляющих тележек и опорных узлов двустворчатых ворот. Один раз в пять лет из камер шлюза откачивают всю воду, последовательно снимая каждую створку с помощью домкратов либо плавкрана. Представить масштаб можно по габаритам ворот шлюза. Размер одной створки в среднем составляет 17х17 м, а вес – от 200 до 300 тонн. Ближайшей зимой такие работы предстоит провести и в Рыбинске.

Многие еще помнят в Рыбинске несколько ЧП, случившихся на Рыбинском шлюзе в прошлые годы? Как сейчас обстоят дела на гидросооружении? Все ли удалось устранить и отремонтировать?

Гидротехнические сооружения, обслуживаемые Рыбинским филиалом ФГБУ «Канал имени Москвы», находятся в технически исправном состоянии, функционируют в штатном режиме. Сбоев в работе оборудования в 2018 году не было. Если речь идет об аварии, произошедшей в мае 2017 года в одной из камер Рыбинского шлюза, то там поднялся уровень нижнего бьефа, что наблюдается довольно редко. Это стало следствием чрезмерного сброса воды Рыбинской ГЭС. Для предотвращения аналогичных ситуаций специалисты «Канала» и филиала ПАО «РусГидро» – «Каскад Верхневолжских ГЭС» провели работу по улучшению взаимодействия и коммуникаций.

Герман Вячеславович, насколько безопасны (с техногенной и террористической точки зрения) Рыбинский и Угличский шлюзы для населения городов Верхней Волги?

Безопасное состояние сооружений подтверждается специальным техническим документом – Декларацией безопасности. Ее периодически необходимо подтверждать. Так, зимой 2018 года новую Декларацию безопасности получил Угличский шлюз. Этот документ готовится на основе мониторинга технического состояния объектов. В этом году специальное обследование было проведено на Рыбинском шлюзе. В группу специалистов, занятых обследованием гидротехнических сооружений, входят представители Росморречфлота, Ространснадзора, МЧС, научных и проектных организаций, то есть подход к вопросу технической безопасности очень серьезный. Кроме того, напомню, что названные гидротехнические сооружения включены в реестр категорированных объектов. То есть в отношении каждого из них проведена оценка уязвимости и разработаны планы обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285-р, эти и все остальные объекты «Канала имени Москвы» оснащены современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

Насколько судовой хлам в реках и водохранилищах влияет на судоходство и экологию?

Лодки, теплоходы, старые дебаркадеры, брошенные в акватории или у берегов, – все это, безусловно, портит окружающую среду и нередко мешает судоходству. ФГБУ «Канал имени Москвы» не допускает присутствия таких объектов на судовом ходу и подключает технику для освобождения водного пространства. А вот убирать остатки судов, даже если от них остались лишь металлические конструкции, по закону мы оперативно не можем. В прокуратуру или в суд обращаемся, только если у судового хлама нашелся хозяин. Сама процедура поиска владельца может занять несколько лет, а если она не увенчалась успехом, то развалившиеся суда приходится утилизировать за счет государства.

В последние два десятилетия активно ведется вопрос о понижении уровня воды Рыбинского моря с целью воссоздания затопленных территорий и части города Мологи. Хотелось бы получить у Вас квалифицированный ответ на этот вопрос…

В 30-40 годы прошлого столетия в СССР был предпринят и реализован беспрецедентный, мощнейший проект строительства комплекса гидротехнических сооружений, в результате которого удалось создать единую глубоководную систему на внутренних водных путях. В частности, обеспечив на участке рядом с Рыбинском гарантированные 4 м глубины для безопасного движения крупногабаритного речного транспорта. Перевозки грузов больших объемов речным транспортом крайне выгодны для экономики страны. Так, в 1970-1980 годы через Рыбинский шлюз за навигацию проходило 20-22 тыс. единиц флота с выполнением по 10-11 тыс. шлюзований. Для сравнения, за навигацию-2017 эти показатели составляют 7436 и 4040 соответственно. То есть сегодня мы видим серьезный потенциал для развития речного транспорта.

Воссоздание затопленных территорий и части города Молога потребует понижения уровня воды в Рыбинском водохранилище на несколько метров. А это приведет к потере пропускной способности участков внутренних водных путей, сделает невозможным движение существующего крупнотоннажного флота. Например, судов «Волгонефть», «Волго-Дон», «Волго-Флот», а также пассажирских четырехпалубных теплоходов. Например, сейчас при минимальной допустимой проектной отметке, обеспечивающей гарантированные габариты судового хода, запас глубины на пороге верхней головы Рыбинского шлюза составляет 5 м. Кроме того, понижение уровня воды скажется неблагоприятно на всех населенных пунктах, расположенных на берегах Рыбинского водохранилища, негативно повлияет на водозаборы, водосбросы и другую связанную с этим инфраструктуру, на объекты гидроэнергетики. По мнению наших гидротехников, явным результатом снижения уровня воды могут стать опустошенные, неплодородные, «неживые» и нежилые земли, нарушение сложившейся за десятилетия флоры и фауны и т.д. Так что реализация таких проектов приведет к потерям для страны в целом, для проживающих в регионе граждан и, безусловно, ударит по экологии.

Герман Вячеславович, какая перед вами, как Каналом имени Москвы, с 238 гидротехническими сооружениями стоит задача на ближайшие годы? Какие у вас цели?

Сегодня «Канал имени Москвы» находится на новом этапе развития. В настоящее время идет комплексная модернизация объектов инфраструктуры, многие из которых создавались 80 и более 100 лет назад. Реконструирован гидроузел в Кузьминске, отстраивается гидроузел в Белоомуте (на границе Московской и Рязанской областей), технически перевооружаются все важные объекты инфраструктуры «Канала». Наряду с решением наших традиционных задач по обводнению Москвы-реки, поддержанию судоходных глубин с использованием инновационных решений, все это поможет полноценно использовать уникальное наследие в новых экономических условиях, усилив роль «Канала» как одного из важнейших стратегических объектов России.

Источник: Окей Город Рыбинск