Стартовал новый цикл лекций о Канале имени Москвы
загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Стартовал новый цикл лекций о Канале имени Москвы

Есть немало энтузиастов, которые изучают историю Канала имени Москвы, созданного в 1930-е годы и играющего сегодня стратегическую роль в жизни России. Они не просто делают важные открытия, но и делятся своими изысканиями с аудиторией. Среди неравнодушных исследователей – член краеведческого общества «Москва-Волга», научный сотрудник Долгопрудненского историко-художественного музея Игорь Кувырков, а также краевед и фотограф Андрей Дворников.

24 января в Лобненской художественной галерее прошла лекция о роли Канала в победе над фашистами в годы Второй Мировой войны. Был раскрыт один из самых сложных и противоречивых моментов в битве за Москву – потоп 1941 года и подрыв яхромского моста. Необходимость затопления поймы рек Яхрома и Сестра при наступлении гитлеровских войск до сих пор вызывает множество вопросов и споров. Получив приказ не дать врагу возможности прорваться к столице, проникнуть на стратегические гидроузлы, инженеры Канала сделали все, что было в их силах. В результате немецкие войска опасались пересекать зону в районе Яхромы, ставшую важным оборонительным рубежом на подступах к Москве.

28 января в Доме культуры «Нагатино» рассказали об истории создания Канала. Слушатели узнали об обводнении Москвы-реки и других стратегических функциях уникального гидросооружения, о технических инновациях и труде строителей (заключенных и вольнонаемных), а также о том, как сложились судьбы начальников Дмитлага.

Место встречи выбрано не случайно. Именно в Нагатинском затоне находится Перервинский гидроузел, где до сих пор встречаются артефакты, связанные с деятельностью Дмитлага. Лекция интересна, прежде всего, жителям района, многие из которых даже не догадываются о том, что происходило 80 лет назад на этой территории.

Перервинский гидроузел завершает огромный комплекс сооружений Канала имени Москвы, который берет свое начало в районе Дубны. В его состав входят плотина, ГЭС и шлюз, возведенные на месте старой деревянной плотины в Перерве. Запущенная в конце ХIX века, она функционировала до середины 1920-х годов. А с 1933 по 1936 годы гидроузел был полностью перестроен силами заключенных Дмитлага. Они подняли уровень Москвы-реки в пределах города на 6 м, чтобы большие суда могли проходить в столицу.

Архитектором Перервинского гидроузла стал Иван Корнелиевич Белдовский. Несмотря на то, что шлюз выглядит скромнее других объектов Канала, в нем использовали те же строгие кубические объемы, соорудили балконы на вторых этажах зданий, что наряду с железобетонной семипролетной плотиной, свидетельствовало об индустриальной мощи страны.