загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Почему произошла авария в Тушинском тоннеле

История вопроса.

Причиной аварии стали неучтенные на этапе проектирования тоннеля гидрогеологические условия, а также низкое качество строительно-монтажных работ и материалов при его возведении, рассказали “Ъ” в ФГБУ «Канал имени Москвы». К таким выводам пришла межведомственная комиссия Ространснадзора.

Тоннель строился в 1999–2000 годах открытым способом, то есть участок канала был срыт, под ним был вырыт тоннель, после чего он был помещен в бетонную капсулу и засыпан песчано-гравийной смесью с глиняным противофильтрационным экраном. Последний должен был не допустить «протекания» воды из канала в расположенный под ним тоннель. Как следует из выводов комиссии, проектировщик (ОАО «Институт “Гипростроймост”») не учел факт высокой обводненности насыпных грунтов. В итоге они оказались переувлажненными. Большая часть воды (в том числе подземного происхождения) скапливалась в песчаных пазухах между стенками тоннеля и шпунтом, которые к тому же были плохо утрамбованы и стали магистральным путем для выхода влаги наружу. Специальных устройств для пропуска воды, профильтровавшейся через дно канала, установлено не было. Не предусмотрели также и контрольно-измерительную аппаратуру, которая должна была вести мониторинг обводненности.

Кроме того, качество материалов было низким: в одной из песчаных пазух были обнаружены строительный мусор, битый кирпич, куски металла и 25-сантиметровые камни. Все это не позволило достичь качественного уплотнения и однородности грунта в теле дамбы, спровоцировало образование трещин и провалов. Что касается глиняного экрана, то, согласно выводам комиссии, в некоторых местах он вообще отсутствовал: вместо суглинка лежал переувлажненный песчаный грунт, щебень, недемонтированные сваи, балка и рельсы. Там, где экран есть, его профиль, толщина и контур не соответствуют проектным показателям, а непосредственно материалы — суглинки — не имеют нужного качества по показателям текучести и влажности. Так, на дне по всей ширине канала в промежутке между шпунтом и тоннелем зафиксирована пустота глубиной до 70 см, а в других местах — 10-сантиметровые трещины и четыре полости глубиной от 40 см до 3 м и диаметром до 1,5 м. Сюда и проходила вода из канала и текла дальше по разуплотненным пазухам.

Источник: Коммерсантъ