загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Гидроузел «Белоомут» модернизируют к 2019 году

Проблема речных перевозок на границе Московской и Рязанской областей будет окончательно решена в течение ближайших двух лет. ФГБУ «Канал имени Москвы» завершает первую очередь реконструкции гидроузла «Белоомут». Один из старейших гидротехнических комплексов столичного региона, построенный на реке Оке в начале XX века, до этого никогда не модернизировался. Сдать объект в эксплуатацию планируется в январе 2019 года.

Расположенный в Луховицком районе Подмосковья гидроузел «Белоомут» функционирует с 1915 года. Он состоит из судоходной плотины с фермами Поаре и камеры шлюза размером 16,2 х 266 м. «Белоомут» и его сосед-ровесник из Рязанской области – гидроузел «Кузьминск» – вместе образуют важную судоходную часть «Канала имени Москвы».

За почти 100 лет работы эта система пришла в упадок. Еще в 1983 году из-за повреждения плотины отметка нормального подпорного уровня воды на гидроузле была понижена на 40 см – с 6,25 м до 5,85 м. И, как следствие, пропускная способность Канала на этом участке также серьезно сократилась: недостаточные глубины не позволяют здесь ходить судам с низкой осадкой – перевозчики вынуждены уменьшать объем транспортируемых грузов или, вообще, отказываться от этого водного пути.

Вопрос модернизации одного из старейших гидротехнических комплексов назрел в 1990-е годы, но из-за отсутствия финансирования его решение откладывалось, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. В настоящее время «Белоомут» находится в предаварийном состоянии.

«Реконструкция позволит поднять уровень воды на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины на участке от гидроузла «Белоомут» до гидроузла «Северка» и увеличит провозную способность флота, – говорит Герман Елянюшкин. – По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы завершили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». На повестке стоит поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала».

В рамках реконструкции на месте старых гидротехнических сооружений «Белоомута» возводятся новые. В состав гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями, несудоходная плотина (состоит из водосбросной и глухой части), водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания.

Сейчас завершается первая очередь реконструкции, которая включает в себя строительство судоходного шлюза, первого участка глухой части плотины, первой и второй секции водосбросной части плотины, отмечает Герман Елянюшкин. Сдать эти объекты по поручению руководителя Росморречфлота Виктора Олерского планируется в сентябре 2017 года. В октябре начнется устройство перемычки для перехода ко второй очереди: здесь предполагается возведение второго участка глухой части плотины, а также третьей и четвертой секции водосбросной части плотины.

«Работы ведутся в соответствии с графиком, гидроузел будет построен в срок – к 2019 году. Сегодня на объекте мобилизовано порядка 350 человек и 50 единиц техники», – резюмирует Герман Елянюшкин.

Справка:

Гидроузел «Белоомут» был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом «Кузьминск» в 1911-1915 годы по проекту инженера Нестора Пузыревского. «Белоомут» и «Кузьминск» входят в состав Рязанского района гидротехнических сооружений «Канала имени Москвы».

Контракт на строительство нового гидроузла «Белоомут» стоимостью 5,54 млрд руб. был заключен в октябре 2015 года в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы 2010-2020». Генеральная подрядная организация – ФГУП «Атэкс». Заказчиком проекта является Федеральное агентство морского и речного транспорта, застройщиком – ФГБУ «Канал имени Москвы», генпроектировщиком – АО «Акватик».

Новый гидроузел получит капитальную плотину, четыре водосбросных пролета шириной по 18 метров каждый, камеру шлюза размером 18 х 276 метров, а также полностью автоматизированную систему управления.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.