загрузка...
Загрузка...
загрузка...

Яхромский район гидросооружений

Яхромский район гидросооружений

Руководитель:

Федотова Ольга Михайловна

E-mail:

kim@fgup-kim.ru

Тел:

+7 (499) 638-42-32

Адрес:

Московская обл., Дмитровский р-н, Деденево пос., ул. Комсомольская, 27


Яхромский район гидросооружений является одним из самых крупных районов канала им. Москвы и выполняет основную функцию по перекачке волжской воды в Москву.

Особенностью Яхромского района гидросооружений является наличие насосных станций.

Яхромский район гидросооружений протяженностью 60 км расположен на северном склоне канала им. Москвы. Он пересекает Клинско – Дмитровскую гряду. Колебания рельефа местности составляют от 80 до 100 м. Трасса канала, за исключением небольших ее отрезков на водохранилищах, проложена независимо от рек. В Дмитрове параллельно каналу течет речка Яхрома. И расстояние между ней и каналом здесь очень небольшое – всего несколько десятков метров. Эта речка “сопровождает” нас на протяжении почти 20 километров. Только если канал “течет” к Москве, Яхрома течет навстречу, к Волге.

В состав Яхромского района гидросооружений входит:
- пять шлюзов №№ 2÷6
- пять насосных станций №№ 182÷186
- земляная плотина № 22 с водоспуском № 62
- дюкеры №№ 76, 77, 79, 83, 100, 92
- трубы №№ 78, 35, 102
- каналы №№ 283÷289а
- водосбросы №№ 51,52
- донный сброс № 122
- заградворота № 103
- дамбы
- лотки

Гидроузел №2, представляющий собой первую ступень подъема канала, состоит из общепринятых для канала типов однокамерного шлюза и насосной станции. Здесь суда, идущие с Волги, поднимаются на 6 м. На эту же высоту поднимается насосами перекачиваемая вода.

От гидроузла №2 до следующей ступени подъема, гидроузла №3, идет участок канала длиной свыше 43 км, который получил название длинного бьефа. В пределах этого участка нет центрального сооружения, вокруг которого компоновались бы другие. Весь участок представляет собой отрезок судоходно-водоводного канала с отдельно размещенными на нем сооружениями. Для разъезда или стоянки судов построено пять уширений, при этом для одного из них использовано Татищевское озеро.

На этом участке размещены:
- заградительные ворота №103, предназначенные для разделения бьефа между гидроузлами №2 и 3 на случай ремонта
- 4 дюкера и труба для пропуска под каналом сточных вод с прилегающей к каналу территории
- донный водосброс для опорожнения участка канала между гидроузлом №3 и заградительными воротами №103 при поднятии последних
- две пристани

Далее на 2 следующих ступенях подъема северного склона Клинско-Дмитровской гряды расположены соответственно гидроузелы №№ 3 и 4. Они представляют собой два однокамерных шлюза и расположенные рядом с ними насосные станции. Расстояние между гидроузлами около 4 км.

Начиная от гидроузла №4, канал пересекает водораздел между реками Яхрома и Икша и проходит в глубоких выемках. Длина этого участка свыше 7км. Следующие две ступени подъема занимают гидроузлы №5 и №6. Они последние на пути канала к водораздельному бьефу.

В их состав входят:
- два однокамерных шлюза
- две насосные станции при каждом шлюзе
- земляная плотина на р.Икша, образующая Икшанское водохранилище

Расстояние между гидроузлами 2 км. Насосные станции и шлюзы всех пяти гидроузлов одинаковы по конструкции и отличаются один от другого компоновкой и архитектурой зданий.

Канал Москва-Волга проектировался и строился с перспективой развития водопотребления г. Москвы и транспортного потока. Так, при строительстве на каждой 5 насосных станций были построены резервные ячейки для насосных агрегатов. В 80-е годы прошлого столетия в этих ячейках были смонтированы новые насосные агрегаты большей мощности и производительности 34 м3/сек вместо 25. В настоящее время заканчивается замена всех старых насосных агрегатов на новые.

При каждой из насосных станций сооружена своя подстанция открытого типа, на которой напряжение 110 тысяч В понижается до рабочего напряжения электродвигателей насосов. Кроме питания насосных станций, эти подстанции снабжают электричеством потребителей прилегающих районов.

Коллектив Яхромского РГС из 392 человек обеспечивает надежную и бесперебойную работу сооружений. Размеры шлюзов канала позволяют пропускать все современные суда внутреннего и смешанного плавания без ограничения габаритов и грузоподъемности, а мощности насосных станций хватает для перекачки достаточного количества воды г. Москва.