Продолжается реконструкция гидроузла Белоомут на р. Оке

30.04.2020

Работы по реконструкции Белоомутского гидроузла ведутся в рамках федерального проекта "Внутренние водные пути" в соответствии с транспортной частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Гидроузел Белоомут был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом Кузьминск в 1911-1915 гг. по проекту русского инженера Нестора Платоновича Пузыревского, принимавшего непосредственное участие в проектировании и строительстве системы шлюзов на Москве-реке и немало поспособствовавшего реконструкции Молого-Мстинского и Московско-Нижегородского водных путей.

Дополнив уже имевшиеся на Москва-реке гидротехнические сооружения, Белоомутский гидроузел позволил полноценно и надёжно соединить с Поволжьем реки Москву и Волгу, существенно укрепив торговые связи Московской агломерации с одним из крупнейших торгово-промышленных центров России – Нижним Новгородом.

Отсутствие в течение длительного времени надлежащего ремонта плотины ухудшало судоходные условия на Оке, в связи с чем в 2015 году Росморречфлотом было принято решение о начале комплексной реконструкции этого сложного гидротехнического объекта, включающей строительство современного судоходного шлюза, капитальной плотины, автоматизированной системы управления, административно-бытового и производственных зданий, а также водозаборного узла с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки.

Заказчиком работ по проекту является непосредственно Росморречфлот, застройщиком - ФГБУ "Канал имени Москвы", а генподрядчиком с 2019 г. – подведомственное Росморречфлоту ФГБУ «Морспасслужба», выигравшее соответствующую конкурентную процедуру по итогам состоявшихся торгов.

В настоящее время в рамках 2-ого этапа реконструкции все основные строительно-монтажные работы на плотине завершены, завершены прокладка кабельной продукции и монтаж шкафов управления на 3-й и 4-й секциях плотины, началось выполнение пусконаладочных работ на автоматизированной системе управления плотиной и в диспетчерской административно-бытового здания.

Демонтаж временной перемычки в верхнем и нижнем бьефах полностью завершен, также выполнен демонтаж опираний, распределительных поясов, распорок и шпунтовых рядов для чего был задействован специализированный флот ФГБУ «Морспасслужба».

Также на сегодняшний день полностью завершены работы по благоустройству территории гидроузла, планируется высевание трав.

Главная задача – качественно, своевременно и оперативно выполнить пусконаладочные работы по АСУТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами) плотины.

В рамках дополнительных требований к проекту на территории административно-хозяйственного комплекса предстоит завершить выполнение работ по организованному сбору ливневых и хозяйственно-бытовых стоков и завершить асфальтирование подъездных дорог, засеять все предусмотренные зелёные насаждения.

На объекте сейчас трудятся более 30 инженерно-технических работников и 100 рабочих.

Завершение реконструкции Белоомута наконец-то позволит кардинально решить проблему мелководья на реке Оке, обеспечив гарантированные судоходные глубины, и полностью стабилизировать навигацию для пассажирского и грузового транзитного флота, при этом существенно возрастёт пропускная способность внутренних водных путей Московского бассейна (по плану – на 0,91 млн. т.).