Отмечается 90 лет со дня создания Перервинской плотины на Москве-реке
31 октября 2025 года отмечается 90-летие Перервинской плотины №40 на Москве-реке. Сооружение имеет важное значение для судоходства, водоснабжения и защиты от наводнений.
В настоящее время через сооружение ежегодно проходит от 1400 до 2900 миллионов кубометров воды. Благодаря этому в среднем за год через шлюз гидроузла «Перерва» проходит около 700 грузовых и 800 пассажирских судов, перевозится 300 тыс. тонн грузов и 15,5 тыс. пассажиров.
В 2024 году на гидроузле «Перерва» начали реконструкцию, направленную на модернизацию объектов инфраструктуры, улучшение работы и повышение эффективности их функционирования. Проект вошёл в нацпроект «Эффективная транспортная система».
Плотина продолжает оставаться ключевым элементом инфраструктуры и выполняет важные функции: поддержка стабильного уровня воды в реке и необходимых глубин для судоходства, защита прилегающих территорий от пиков паводков, а также способствует санитарному обводнению Москвы-реки и улучшению качества воды.
Попытки улучшить судоходство на реке Москве начались ещё в XIX веке. В 1825 году стартовали работы по соединению Санкт-Петербурга и Москвы водным путём. В 1836 году был реализован проект, включавший подготовку Водоотводного русла и строительство первой деревянной Бабьегородской плотины. Однако эта конструкция не решала проблему судоходства на нижнем участке реки, где требовался регулярный сброс воды для проведения барж. В 1860 году водный путь закрылся, и решением стало шлюзование реки.
В 1874 году в рамках создания Москворецкой шлюзованной системы построена разборчатая Перервинская плотина: стальные фермы Пуаре устанавливали весной и перекрывали щитами, обеспечивая повышение уровня воды и поддерживая необходимые глубины на реке Москве. Грузооборот возрос с 60 000 до 100 000 тонн за навигацию. После окончания навигации щиты снимали, фермы опускали на дно. Зимние воды Москвы-реки и весеннее половодье протекали в свободном русле до следующей навигации.
В начале XX века из-за роста промышленности и увеличения населения потребность в воде возросла, и её нехватка в Москве привела к водному кризису.
В 1932 году было принято решение о строительстве канала Москва-Волга и в его составе — возведение нового Перервинского гидроузла, в том числе новой плотины, более мощной конструкции.
Строительство гидротехнического объекта началось в 1933 году и завершилось в 1935 году. В результате уровень воды в Москве-реке поднялся на 3 метра, что существенно улучшило судоходство и санитарное состояние реки. Кроме того, в составе Перервинского гидроузла была построена ГЭС, которая при постоянных сбросах производит электроэнергию.
С 1966 по 1973 гг. проведено важное обновление: деревянные сегментные затворы были заменены на металлические. Безопасность и надёжность работы обеспечиваются постоянным мониторингом, наблюдениями и регулярными гидротехническими обследованиями с применением современных методов. Для поддержания сооружения в работоспособном состоянии постоянно проводятся техническое обслуживание и необходимый ремонт.














