Обратная связь

Каналу имени Москвы - 85 лет

15.07.2022

МОСКВА. Сегодня, 15 июля 2022 года, у всего водного транспорта России - особенный день.

Канал имени Москвы празднует свое 85-летие. Восемь с половиной десятилетий - солидный юбилей, но мог бы стать и трехвековым, поскольку триста лет назад Петр I, в канун персидского похода в апреле 1722 года, повелел изучить возможность «водяной коммуникации» между Москвой-рекой и Рогачевской пристанью на реке Сестре. Сестра впадает в Дубну, а Дубна — в Волгу: готовая водная магистраль от Москвы до Каспия. Толковый голландский инженер Виллим Геннин уже к июлю представил царю в Персию подробнейшие планы с описанием аж трех вариантов потенциальной «водяной коммуникации» по рекам Яуза-Клязьма-Каменка-Яхрома-Сестра (148 км), или рекам Москва, Истра, Катыша, Сестра (228 км), либо через реки Яузу, Клязьму, Учу, Вязь, Дубровку, Икшу и Яхрому. Но честно предупредил государя, что «сия работа будет зело велика…  лутче первая остуда без убытка, нежели последняя с великим убытком». Петр все взвесил и решил обойтись пока без канала.  

Через 100 лет была предпринята вторая попытка, канал пытались копать в 30-е годы XIX века. Копали четверть века, потратили почти 3 млн рублей, возвели 36 шлюзов, но появившаяся в 1851 году железная дорога между Москвой и Петербургом увела на себя ресурсы казны и частных инвесторов, а наметившаяся было трасса канала оказалась заброшена.

Век спустя план голландского инженера на повестку дня поставили уже не транспортные задачи, а жажда - острейшая нехватка питьевой воды в крупнейшем мегаполисе и главном промышленном центре стремительно развивавшегося СССР, оказавшемся на голодном пайке водных ресурсов обмелевшей донельзя Москвы-реки.   

В конце 1920-х годов в кремлевской излучине Москва-реки ее пересекали вброд даже мальчишки, а сама вода состояла, в основном, из бытовых/промышленных стоков и для питьевых целей не годилась.

Принявший решение о строительстве канала Пленум ЦК ВКП (б) 15 июня 1931 года стал историческим событием, положив начало двум крупнейшим в мире инфраструктурным проектам - строительству московского метрополитена и созданию канала Москва-Волга.

И действительно, масштабы и сжатые сроки реализации этого проекта поражают до сих пор. Главной грандиозной и чрезвычайно сложной целью, поставленной руководством страны перед строителями канала, было, пронизав толщу Клинско-Дмитровской гряды и пройдя почти 130 км, удалить более 150 млн. кубометров породы, с тем, чтобы соединить совершенно обмелевшую Москву-реку с Волгой. Столицу государства рабочих и крестьян создание Канала обеспечило неисчерпаемыми водными ресурсами великой русской реки и надежным воднотранспортным соединением с основными промышленными, ресурсными и продовольственными агломерациями - Северо-Западом и Поволжьем.  

Фронт работ, первоначально осуществлявшихся преимущественно вручную, постепенно все больше механизировался. Так, именно в Дмитлаге был создан уникальный по тем временам, не имевший аналогов в мире экскаваторный парк, насчитывавший более 170 мощных землеройных машин, введены в строй системы ленточных транспортеров, подающих бетон. Извлеченный грунт вывозили в низменную пойму Клязьмы десятки поездов, шедших по специально проложенным железным дорогам общей протяженностью более 700 км. Строительство канала обеспечивали крупнейшие заводы и промышленные комбинаты СССР.

Строительство канала длилось 4 года и 8 месяцев, за которые было построено более 200 гидротехнических сооружений, в том числе, 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций и восемь гидроэлектростанций.

Появление грандиозной магистрали для транспортировки пресной воды, обеспечения судоходства и промышленного развития столицы позволило решить главную задачу - снять «водяную удавку»  с пути развития Москвы, сделать ее портом пяти морей.

Постановлением Народного комиссариата внутренних дел СССР от 9 апреля 1937 года создано Управление эксплуатации канала, а в постоянную эксплуатацию канал Москва-Волга был принят 15 июля 1937 года.

Со строительством Угличского и Рыбинского гидроузлов в 1941 году был обеспечен выход из портов столицы в сформировавшуюся позднее Единую глубоководную систему европейской части России.

А в первый год Великой Отечественной войны канал внес не только косвенный - транспортный, энергетический, питьевой вклад в защиту столицы, но и сыграл роль средства ее активной инфраструктурной обороны.

Летом 1941 года начались налеты фашистской авиации на Москву, а осенью на подступах к столице появились сухопутные войска вермахта. Специалисты канала Москва-Волга – гидротехники, механики, энергетики – внесли предложение о создании дополнительной водной преграды врагу. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, переправлялись через замерзшее Иваньковское водохранилище по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Когда уровень воды в водохранилище упал на 2 метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин - Рогачево - Дмитров. Командующий Западным фронтом Георгий Константинович Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Инженеры канала и военные инженеры разработали схему работы гидротехнических сооружений, при которой за счёт воды канала был начат подъём воды в реке Сестре. Тем самым был отсечён северо-западный подход к каналу от Дубны до Дмитрова.

Для замыкания контура "водной обороны" от Дмитрова до Икши был предпринят второй этап: затопление поймы реки Яхрома. В результате на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон. Наступающим немцам пришлось искать обходные, гораздо более сложные и медленные по срокам маршруты продвижения на восток.

Канал выполнил роль мощного оборонительного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников канала Москва – Волга превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

Канал тогда ни на один день не прекращал своей деятельности. Москва бесперебойно получала военные грузы, воду и электроэнергию.

Ремонт механизмов повреждённых шлюзов начался сразу после отступления немцев. Сквозное движение по каналу открылось вовремя - 19 мая 1942 года.

В память о разноплановой и славной истории канала 5 июля 2007 года в административном здании Яхромского РГС, расположенном в поселке Деденево Дмитровского района Московской области, открыт Музей истории и современности канала имени Москвы.

Уникальность и величие канала органично пордчеркивает и архитектура его сооружений, которая задумана в виде цепи сменяющихся ансамблей, разнообразных, но связанных единым характером. Большое внимание уделялось не только функциональности, но и эстетике. Канал органично вписался в подмосковную природу и стал достойной «визитной карточкой» столицы и крупнейшего мегаполиса нашей страны.

Шлюзы с башнями, расположенные на трассе канала от Волги до Москвы, имеют различное оформление и вместе с прилегающими к ним зданиями являются главными объектами в архитектуре канала. Главным символом канала имени Москвы стали декоративные корабли-каравеллы, расположенные на башнях нижней головы шлюза №3, спроектированные архитектором В.Я. Мовчаном. Среди выдающихся архитекторов канала имени Москвы также были: А.М. Рухлядев, Б.Д. Савицкий, Ю.А. Кун, В.Ф. Кринский, В.М. Лисицин, И.К. Белдовский. И крупнейшее архитектурное сооружение канала - Северный речной вокзал, выполненный в виде прекрасного речного лайнера и ныне переданный в ведение города, и сегодня - одно из главных архитектурных украшений Москвы.  

На сегодняшний день ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняющим функции органа государственного управления на внутренних водных путях 12 субъектов РФ. Это город Москва, Московская, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, часть Нижегородской, а также Ивановская области.

В структуре учреждения функционирует 10 филиалов, сформированных по территориальному принципу: семь районов гидротехнических сооружений.  

Объекты Учреждения включают 233 гидротехнических сооружения: 20 судоходных шлюзов, 5 насосных станций (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), 7 гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 29 плотин, 12 земляных дамб, а также каналы, причалы и другие ГТС.  

Учреждение эксплуатирует 3840 км водных путей, образующих Московский бассейн внутренних водных путей, из них с гарантированными габаритами – 2114 км, с освещаемой обстановкой – 1123,3 км, с отражательной обстановкой – 677,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 313 км, без средств навигационного оборудования – 1726 км.

За 85 лет по каналу имени Москвы прошло 8 450 000 судов, из них 6 100 900 грузовых, 1 504 100 пассажирских и 845 000 технического, вспомогательного флота и маломерных судов.  Также за всё это время было перевезено 1266,5 миллионов тонн грузов и 152 миллиона 500 тысяч пассажиров. За это по каналу в главный город России поступило свыше 150 млрд куб. м волжской воды, эквивалентных более чем четверти объема Черного моря (550 млрд куб. м).

Технический флот учреждения насчитывает 200 единиц судов различного назначения.

Основными функциями ФГБУ «Канал имени Москвы» являются:

обводнение рек Москвы, Яузы, Учи, Клязьмы и других водоемов в целях улучшения их санитарного состояния в территориальных границах деятельности учреждения;

водоснабжение города Москвы;

содержание, эксплуатация и развитие внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений;

обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

государственный портовый контроль, диспетчерское регулирование движения судов в территориальных границах деятельности учреждения; выработка и передача электроэнергии.

Дополнительной и весьма существенной функцией является обеспечение условий для рекреационного использования водохранилищ канала. Попросу говоря, жители Москвы и Подмосковья вместе с туристами и прочими гостями столицы с удовольствием и пользой для здоровья проводят время на этих многочисленных рукотворных водоемах. Все перечисленные функции, с соблюдением установленных приоритетов, выполняются на протяжении всех 85 лет работы Канала имени Москвы.

Но, конечно, главное сокровище Канала - его люди, объединенные в большой, дружный и профессиональный коллектив.   

К юбилею канала Министр транспорта Российской Федерации Виталий Геннадьевич Савельев выразил благодарность работникам ФГБУ «Канал имени Москвы»: главному бухгалтеру Управления Наталье Сергеевне Мартишкиной, заместителю начальника службы регулирования движения судов Управления Вадиму Александровичу Каченовскому, диспетчеру подразделения диспетчерской по движению флота Рыбинского РГС Марине Вячеславовне Блохиной, ведущему гидротехнику аппарата управления Московского РГС Светлане Николаевне Вакиной, заместителю начальника Яхромского РГС Александру Анатольевичу Кузьмину, заместителю начальника Сходненского каскада ГЭС Тушинского РГС Игорю Вячеславовичу Куликовскому, главному инженеру Рязанского РГС Виталию Владимировичу Рудневу, начальнику вахты шлюза №1 Волжского РГС Виктору Александровичу Смирнову, фрезеровщику 5 разряда Тверского РГС Михаилу Евгеньевичу Соловьеву, инженеру 1 категории по охране труда Дмитровских Электросетей Марине Васильевне Хрузиной.

И несколько слов о будущем. Под руководством Федерального агентства морского и речного транспорта и контролем Минтранса России уже стартовала самая масштабная на внутреннем водном транспорте страны программа модернизации Канала имени Москвы. Многомиллиардная программа  будет завершена через 15 лет к 100-летию канала и должна вывести на новый уровень эффективности и безопасности, соответствующий требованиям середины ХХ1 века, все гидротехнические сооружения, энергетику, коммуникации и флот учреждения.    

Коллектив Федерального агентства морского и речного транспорта, все моряки и речники нашей страны присоединились к поздравлениям и от всей души желают работникам и ветеранам Канала доброго здоровья, новых успехов на трудовой вахте, семейного счастья, благополучия и, традиционно, гарантированных габаритов судового хода и безаварийных навигаций!