Московское море отмечает 85-й день рождения

31.03.2022

ДУБНА (Московская обл.). «Мекка» российских рыбаков, туристов и яхтсменов - Иваньковское водохранилище, также широко известное под брендовым наименованием как Московское море, отмечает 85-летие. Водохранилище, находящееся в ведении Волжского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиала ФГБУ «Канал имени Москвы», помимо своего судоходного и рекреационного значения - главный источник водоснабжения столицы, поставляющий в Москву по руслу канала порядка 80% потребляемой мегаполисом пресной воды.    

Создание водохранилища стало кульминацией строительства Канала имени Москвы общей протяженностью 128 километров. За предшествовавшие этому событию неполные пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, другие объекты и сооружения.

Заполнение Иваньковского водохранилища началось 23 марта 1937 года. Руководил работами главный инженер МВС Сергей Яковлевич Жук. По его команде в первый раз были опущены металлические щиты Иваньковской плотины.

С пеной и брызгами вода ринулась на плотину, но щиты легко выдержали сокрушительный удар. Река была остановлена на три минуты. Затем щиты были приподняты на 25 см., через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении.

На следующий день коллектив строителей сооружения аварийных ворот праздновал большую победу. В этот день на два дня досрочно были закончены работы по монтажу аварийных ворот, равных которым по размерам и оригинальности конструкции не было в мире. Откатные ворота весом 624 тонн стали раздвигаться в стороны при помощи механических лебедок. Длина аварийных ворот 64 м. Аварийные ворота способны выдерживать напор воды высотой в 8 метров.

К 17 апреля 1937 года вода заполнила все 128 километров водного пути канала, из которых 20 километров прохолят по Иваньковскому водохранилищу. В этот же день по водной глади нового "моря" прошел и первый пароход. Он шел из города Калинина (Тверь) в сторону Москвы.

А 2 мая 1937 года флотилия белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
Строительство Канала имени Москвы, гидроузла и водохранилища положили начало коренной реконструкции реки Волги, реализации проекта создания Большой Волги. Сооружение Иваньковского водохранилища сыграло большую роль в развития Конаковского и других районов Тверской и Московской областей.

На сегодняшний день количество проходящих по Иваньковскому водохранилищу теплоходов и плавсредств различного назначения  стремительно растет. Согласно отчетным данным по Волжскому РГС в 2021 году, по водохранилищу в сторону Твери и из Твери через аванпорт прошло 383 единицы пассажирского флота и 649 единиц грузового флота. Это почти втрое больше, чем за предыдущий год, 2020 год, когда по его путям прошли 134 единицы пассажирского флота и 322 единицы грузового флота.

Досье:

Иваньковское водохранилище является крупнейшим водохранилищем Московской области, в Тверской области занимает 3-е место после Рыбинского и Угличского водохранилищ по полному объёму и 2-е место после Рыбинского по полезному объёму. Среди крупных российских водохранилищ Иваньковское - самое мелководное: акватории с глубинами менее двух метров при нормальном подпорном уровне составляют почти половину площади водного зеркала. Расположено водохранилище на реке Волга, второе в её течении после Верхневолжского, и находится в южной части Верхневолжской низменности.

Водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока, служит головным сооружением Канала имени Москвы. Свое название получило по городу Иваньково, в 1960 году вошедшему в состав подмосковной Дубны. В прошлом имело два других названия -  Московское море и Волжское водохранилище. Московское море или просто «море» – топоним, который и сейчас используется в прилегающих к водохранилищу населенных пунктах.

Создание Канала имени Москвы на долгую перспективу решило проблему обводнения Москвы-реки, очень остро стоявшую в 20-х годах ХХ века, и, одновременно, позволило сформировать центральный узел гигантской воднотранспортной системы, соединяющей Балтийский, северный и Азово-Черноморский морские бассейны России -  Единой глубоководной системы Европейской части РФ.    

За 85 года работы каскада Канал-водохранилище в столицу страны было перекачано порядка 150 млрд куб. м волжской воды или почти четверть объема Черного моря (около 550 млрд куб. м). 

Характеристики:

Площадь поверхности — 316 км², нормальный подпорный уровень — 123,89 м, общая ёмкость — 1120 млн м³, ежегодный возможный водозабор — 1 млрд м³, максимальная пропускная способность плотины Иваньковской ГЭС при полностью открытых щитах – 7400 м3/с.