Канал имени Москвы внедряет ультрасовременные технологии для безопасного судоходства

14.08.2017

ФГБУ «Канал имени Москвы» участвует в эксперименте по внедрению уникальной отечественной разработки, которая позволяет исследовать глубины водных путей с воздуха. Аналогов такого прибора в мире нет. Сегодня речную акваторию «сканируют» специальные промерные суда с помощью эхолота и геодезического оборудования. Успешная адаптация новой технологии сделает процесс изучения дна быстрым и недорогим.

Впервые для промера речных судодоходных глубин по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта используется технология радиочастотного геосканирования с воздуха, отмечает руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин. Это российское ноу-хау не имеет аналогов – схожие методы взяты на вооружение при поиске подземных объектов в слоях грунта. За рубежом есть аппараты для измерения морских глубин, но они дают погрешность 1 м. Для речного судоходства такой отступ недопустим, так как гарантированная глубина наших водных путей колеблется в диапазоне 1-4 м.

Полное название тестируемого прибора – аппаратный комплекс радиолокационного зондирования для дистанционного сбора и обработки навигационно-гидрографических и геодезических данных при производстве дноуглубительных, выправительных и других работ на внутренних водных путях.

Это оборудование сравнимо по габаритам с ноутбуком и весит около 3-5 кг. Сегодня его размещают на борту вертолета, который совершает облет акватории Москвы-реки и таким образом определяет глубины судового хода. Одновременно специалисты проводят замеры на воде классическим способом: на борту речного судна с помощью однолучевого эхолота и геодезической аппаратуры. Полученные данные накладываются на электронные карты местности и подвергаются сравнительному анализу.
Разработчики радиочастотного геосканера должны обеспечить точность замеров и снизить габариты прибора, чтобы размещать его на беспилотном летательном аппарате.
«Если тестируемый прибор покажет хорошие результаты, его дальнейшее использование будет очень эффективным. Мы получим существенную экономию времени промеров и их стоимости, – говорит Герман Елянюшкин. – Сегодня процесс русловых съемок довольно кропотливый и небыстрый. На изучение 5 км речной акватории традиционным методом требуется порядка 4-5 дней: промерное судно проходит 1,5 км в день. Новый аппарат радиолокационного зондирования с воздуха считывает все 5 км за 10-30 минут».

Регулярные промеры водных путей необходимы для организации безопасного судоходства. ФГБУ «Канал имени Москвы» обеспечивает перевозчикам в Московском бассейне гарантированную глубину, ширину и радиус поворота. Если в ходе исследований акватории фиксируются отклонения от нормы (глубина на том или ином участке водных путей меньше нужной величины), возникает риск для судоходства. Например, судно может сесть на мель или произойдет аварийная ситуация. Чтобы этого не произошло, в потенциально опасной зоне работает технический флот «Канала имени Москвы» – дноочистительные снаряды, землесосы или многочерпаковые земснаряды.
«Канал имени Москвы» обеспечивает навигацию на 4 тыс. км водных путей России. Это 50 судоходных артерий, в том числе реки Волга, Москва, Клязьма, Ока, озеро Селигер, а также Рыбинское, Клязьминское, Пестовское, Вышневолоцкое, Иваньковское и Угличское водохранилища. Ежедневно суда выполняют здесь порядка 250 рейсов в разных направлениях. Для бесперебойной работы этого сложного гидротехнического комплекса мы постоянно расширяем свой технологический арсенал и внедряем ультрасовременные отечественные разработки», – резюмирует Герман Елянюшкин.