ФГБУ «Канал имени Москвы» и тренды развития речной отрасли на форуме «Транспорт России»

09.12.2017

«Канал имени Москвы» принял участие в XI международном форуме «Транспорт России», который проходил в Гостином Дворе с 6 по 8 декабря. В рамках тематической выставки на объединенном стенде Федерального агентства морского и речного транспорта была представлена деятельность учреждения и его инновационный проект цифровизации отрасли.

Руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин представил заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Аркадию Дворковичу проект единой электронной системы управления транспортными и технологическими процессами на внутренних водных путях. Это Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя – интегрированный информационный комплекс, позволяющий видеть все процессы в режиме онлайн и оперативно решать задачи.

Сегодня администрации бассейнов ВВП используют более 100 разрозненных информационных систем. К ним относится диспетчерское регулирование, видеонаблюдение, локальное оповещение, контроль доступа и другие. Внедрение АРМ оптимизирует работу в области безопасности судоходства и гидротехнических сооружений. АРМ также станет источником современных электронных сервисов и услуг для разных потребителей: судовладельцев, судоводителей, грузоперевозчиков, круизных компаний, туристов и пассажиров.

Будущее водного транспорта обсудили участники отраслевой конференции «МоРе зовет».

Помощник Президента РФ Игорь Левитин отметил, что «транспортная отрасль в России, в том числе, ее морская и речная часть, стала одной из самых инвестиционно-привлекательных. Однако, в условиях усиления глобальной конкуренции предъявляются все более высокие требования к безопасности и экологии, качеству морских и речных транспортных услуг».

Портовая отрасль уже развивается уверенными темпами: в этом году мы подойдём к рекордному объему грузоперевозок на уровне 800 млн тонн, отметил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Сегодня 80% больших грузов перевозится по воде, то есть возможности для роста очевидны.

Заместитель Министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский обозначил проблемы и задачи речников. «Сегодня уже есть законодательство, которое позволяет развиваться судоходным компаниям и строить флот, есть дешевые деньги, но, наверное, не всегда есть уверенность в завтрашнем дне, потому что речь идет об инвестициях на 10-15 лет», – заявил руководитель Росморречфлота.

Чтобы инвесторы шли в речные проекты, необходимо понимание долгосрочной тарифной политики РЖД в части предоставления сезонных скидок на перевозки по участкам, параллельным с рекой, а также соотношение спроса и предложения, выраженное в динамике вывода старого флота, уверен Виктор Олерский. Когда судовладельцы увидят, что эта динамика увеличивается, то и объем инвестиций в строительство новых судов вырастет. Сегодня состояние значительной части речного флота таково, что уже проще строить новый флот, нежели инвестировать в поддержание старого. В этой связи в ближайшие два-три года мы увидим картину кратного увеличения заказов, резюмировал руководитель Росморречфлота.

По словам президента АО «ОСК» Алексея Рахманова, строительство новых судов неизбежно, так как уже к 2023 году 65% транспорта будет старше 35 лет. На этом фоне возникают проекты новых пассажирских судов, которые могут выйти на внутренние водные пути «Канала имени Москвы». Так, уже строятся два круизных лайнера класса «река-море» на 310 и 340 пассажиров. В скором времени с верфи сойдет быстроходное пассажирское судно, рассчитанное на 100 человек с дальностью плавания около 650 км. Интересный перспективный проект – современный колесный пароход, который сможет ходить на предельном мелководье и причаливать к необорудованным берегам. Таким образом, на рынке появится новый туристический продукт – речные круизы по Золотому кольцу России. С момента принятия федерального закона о поддержке судоходства и судостроения ОСК в четыре раза нарастила производство гражданских судов.

«ФГБУ «Канал имени Москвы» создает все условия для развития судоходства в Московском бассейне. Мы занимаемся модернизацией соответствующей инфраструктуры и обеспечиваем комфортный климат для инвесторов и судовладельцев, а также современные сервисы для судоводителей и пассажиров», – прокомментировал повестку деловой программы форума Герман Елянюшкин.

Справка:

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.