ФГБУ «Канал имени Москвы» чтит память своих строителей

30.10.2018

30 октября 2018 года, в День памяти жертв политических репрессий, работники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на местах массовых захоронений каналоармейцев, погибших в 1930-е годы от тяжелого труда и репрессий.

«Канал имени Москвы» – уникальный индустриальный проект, который и сегодня впечатляет своей мощью и продуманностью. Он был реализован в середине 30-х годов прошлого века в сжатые сроки, однако на долю десятков тысяч привлеченных к его строительству заключенных и вольнонаемных выпали серьезные испытания. Это стало болью для семей, узнавших о судьбе своих близких лишь годы спустя, настоящей трагедией для целого поколения людей.

Решение о строительстве Канала «Москва-Волга» было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. В район города Дмитров, где находилось Центральное управление Дмитровского исправительно-трудового лагеря, перебазировали бесплатную рабочую силу с Беломорканала, а сам ДмитЛАГ стал крупнейшим лагерным формированием СССР.

Во время строительства Канала с 1932 по 1937 годы на маршруте от поселка Большая Волга в районе нынешней Дубны до Тушино действовало более 200 лагерей. Независимо от статьи, уголовной или политической, заключенным одинаково не хватало еды и одежды, жить приходилось в неотапливаемых бараках, а трудиться на пределе человеческих возможностей, ведь при строительстве Канала использовались в основном лопаты, кирки и кувалды. Почти 30 тыс. человек погибли во время этих работ, а точные данные о количестве жертв репрессий неизвестны до сих пор.

На Бутовском полигоне с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были расстреляны и захоронены, по меньшей мере, 2,5 тыс. каналоармейцев, более 300 человек погребены в общих могилах Донского кладбища. Архивы подтверждают, что наряду с простыми рабочими среди погибших оказались руководители строительства, архитекторы и инженеры. Многие могильники остаются неизвестными, однако благодаря работе специалистов «Канала имени Москвы» и потомков строителей, а также деятельности энтузиастов-краеведов удалось найти некоторые из них в районе Дмитрова, Яхромы, Долгопрудного, Химок и др.

Именно там ежегодно 30 октября в день памяти жертв политических репрессий работники ФГБУ «Канал имени Москвы» возлагают цветы и венки. Это поклонный крест на братской могиле каналоармейцев в 1,5 км от поселка Темпы, стальной 13-метровый крест на западном берегу Канала у Дмитрова и памятник в районе ГЭС-191 в Дубне. Памятные мероприятия также прошли на расстрельных курганах Бутовского полигона и на Донском кладбище.

Справка:

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км, а глубина – 12 м. 3 сентября 1932 года началось строительство.

К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов Канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения Канала потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе Канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого Канала. К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по Каналу теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. 15 июля 1937 года Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

За неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.