загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Замруководителя Росморречфлота проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут, который должен заработать к началу навигации-2020

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк 4 декабря проинспектировал реконструкцию гидроузла Белоомут, которую ведет ФГБУ "Канал имени Москвы".

В сентябре 2019 года новым генеральным подрядчиком проекта стало ФГБУ "Морспасслужба". Завершить основные строительно-монтажные работы на этом стратегическом объекте планируется в марте 2020 года. Таким образом к весеннему паводку и началу нового судоходного сезона Белоомуту будет обеспечено устойчивое работоспособное состояние.

В тот же день на Белоомутском гидроузле состоялось выездное совещание, в котором приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, начальник Управления морских портов и развития инфраструктуры Алексей Петров, руководитель ФГБУ "Канал имени Москвы" Герман Елянюшкин, его первый заместитель Алексей Немков, заместитель руководителя по гидротехническому строительству ФГБУ "Морспасслужба" Александр Дружинин и представители подрядных организаций.

Морспасслужба завершает строительство основных гидротехнических сооружений гидроузла Белоомут, реконструкция которого ранее была выполнена на 88%. В частности, возведены новый шлюз и половина плотины. Так, к весне 2019 года на плотине был сделан первый глухой участок, две водосбросные секции и начато строительство еще двух оставшихся секций и второго участка глухой части плотины.

На новом этапе необходимо, в том числе, забетонировать второй глухой участок плотины, устои третьей водосбросной секции, смонтировать сегментные затворы и механическое оборудование третьей и четвертой секций. Помимо этого, на плотине предстоит создать автоматизированную систему управления технологическим процессом, выполнить монтаж систем электроснабжения, внутриплощадочных сетей и телемеханики, провести пусконаладочные работы и демонтировать часть временной строительной перемычки для пропуска воды. На новом шлюзе нужно завершить укладку плит и бетонирование левой палы верхнего бьефа, сделать подъездные дороги и площадки для складирования шандор, благоустроить территорию.

В настоящее время на объекте работают до 200 человек, несколько десятков единиц техники, мобилизовано два каравана судов. К 17 ноября строители завершили откачку воды из котлована плотины и наладили систему водоотлива. Кроме того, уложено песчаное основание глухой части плотины и выполнена бетонная подготовка. Специалисты приступили к армированию правого устоя третьей секции плотины.

Текущие работы будут финансироваться в рамках твердой цены контракта с ФГУП "Атэкс", в одностороннем порядке расторгнутого Каналом имени Москвы 9 апреля 2019 года. Цена данного государственного контракта составляла 5,54 млрд руб. Из этого объема по договорным обязательствам с ФГБУ "Морспасслужба" причитается 477,65 млн руб.

По итогам выездного совещания ответственным организациям поручено обеспечить исполнение государственного контракта, а также принять меры по готовности гидроузла Белоомут к весеннему паводку и началу судоходного сезона 2020 года.

Досье:

ФГБУ "Канал имени Москвы" является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах РФ. Объекты предприятия включают 235 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.

Гидроузел Белоомут был построен на реке Оке одновременно с гидроузлом Кузьминск в 1911-1915 годы по проекту русского инженера Нестора Пузыревского. В 2015 году началась комплексная реконструкция объекта, которая предполагала строительство современного судоходного шлюза, капитальной плотины, автоматизированной системы управления, административно-бытового и производственных зданий, а также водозаборного узла с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки. Заказчик проекта - Росморречфлот, застройщик - ФГБУ "Канал имени Москвы", генпроектировщик - АО "Акватик". Реконструкция Белоомута позволит решить проблему мелководья на реке Оке, обеспечить гарантированные судоходные глубины и, таким образом, стабильную навигацию для транзитного флота - пассажирского и грузового. Согласно госзаданию, на этом участке внутренних водных путей (на реке Оке от гидроузла Белоомут до н.п. Щурово и далее от устья Москвы-реки до гидроузла Северка) ФГБУ "Канал имени Москвы" поддерживает гарантированные глубины габаритов судового хода на отметке 2 м.

В 2015 году был заключен госконтракт с генеральным подрядчиком строительно-монтажных работ на сумму 5,54 млрд руб. Конкурс выиграло ФГУП "АТЭКС".

Согласно госконтракту, до 1 января 2019 года на территории старого гидроузла нужно было возвести современный судоходный шлюз, капитальную плотину, автоматизированную систему управления, административно-бытовое и производственные здания, а также водозаборный узел с двумя артезианскими скважинами и системой водоочистки.

В 2017 году завершился первый этап реконструкции, который включал в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины. В 2018 году планировалось доделать плотину, систему транспортной безопасности и мониторинга инженерии, а также провести благоустройство территории гидроузла и демонтировать старые гидросооружения.

Возникшие у генподрядчика проблемы не позволили закончить реконструкцию Белоомута в заявленные сроки. Строительно-монтажные работы продолжались до конца марта 2019 года. К тому времени завершалось возведение новой плотины, а весь проект реконструкции был выполнен на 90%. Работы остановились в ожидании весеннего паводка-2019. Возобновить стройку уже не удалось.

11 октября 2018 года Арбитражный суд города Москвы ввел в отношении ФГУП "Атэкс" процедуру наблюдения в рамках дела о банкротстве этого предприятия. А в апреле 2019 года истекал срок действия банковской гарантии, которая являлась обеспечением выполнения обязательств ФГУП "Атэкс" перед ФГБУ "Канал имени Москвы" по контракту в Белоомуте. Проект реконструкции гидроузла мог остаться без финансирования и превратиться в долгострой.

Чтобы не допустить этого 9 апреля 2019 года в соответствии с требованиями законодательства контракт с ФГУП "Атэкс" был расторгнут в одностороннем порядке.

Смена генподрядчика и перенос сроков завершения реконструкции Белоомута не влияют на его бесперебойное функционирование и состояние объектов. Все обязательные элементы гидроузла функционируют. Исправно работает старая плотина, которая держит необходимый уровень воды. В штатном режиме в навигации 2018 и 2019 годов действовал и новый шлюз. Он успешно прошел два паводка и прослужил второй судоходный сезон. Сооружение работает без сбоев и задержки флота.

Источник: Федеральное агентство морского и речного транспорта (morflot.ru)