загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Важно встать во главе изменений

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях (ВВП) в 12 субъектах страны, обслуживая 3842 км ВВП Московского бассейна.

Будьте готовы изменить все

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

Сегодня выживает не сильнейший, а тот, кто способен меняться вместе с окружающим миром. Еще в 1993 году президент Samsung Ли Гонхи сказал: «Будьте готовы поменять все, кроме вашей жены и детей». Мы должны быть не просто готовы к переменам, но и уметь управлять ими.

Нынешнее время разительно отличается от предыдущих эпох: сегодня миром правят технологии, а товаром стала информация. Причем с каждым годом поток этой информации увеличивается в геометрической прогрессии.

До нашей эры один человек мог без особого труда усвоить все знания, полученные обществом. Но информационные потоки постоянно росли. Объем информации, появившейся за 10 лет, сопоставим с интеллектуальным багажом, накопленным за целые тысячелетия. Продолжая набирать обороты, информационные потоки несут изменения, под которые необходимо подстраиваться.

Но если эти новации будут происходить неконтролируемо и независимо от нас, они нас сметут. Поэтому здесь важно не бежать позади паровоза, интегрируясь в новую систему под давлением обстоятельств, а встать во главе изменений, взяв на себя управление этим локомотивом.

«Канал имени Москвы» в своей работе использует более 100 разрозненных информационных систем (системы видеонаблюдения, локального оповещения, данные УКВ, AIS и т.д.). Фактически руководитель для получения этой информации должен содержать или штат специальных помощников, или устанавливать на своем рабочем месте полный перечень информационных систем.

Поэтому по поручению Федерального агентства морского и речного транспорта сегодня мы создаем единую интегрированную информационную систему, единый комплекс, позволяющий видеть все процессы онлайн и оперативно решать задачи, – Ситуационный центр обеспечения безопасности судоходства и контроля гидротехнических сооружений и его важную аналитическую подсистему – «Автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя».

Параллельно эта система должна стать источником онлайн-данных, на базе которых будут построены электронные сервисы для всех категорий потребителей (судовладельцы, судоводители, грузоперевозчики, пассажиры и др.).

Ситуационный центр – это информационная система учреждения, где в режиме реального времени отражается вся жизнедеятельность предприятия. К примеру, текущие уровни воды на ВВП и гидротехнических сооружениях, оперативная обстановка на территории гидроузлов и другие важные опции, позволяющие руководителю принимать оперативные управленческие решения. Дополнительное удобство обеспечивает возможность получать доступ к такой информации через экран портативного электронного устройства.

В 2017 году мы завершили проектирование и разработали пилот Ситуационного центра. Сегодня в нем уже действуют 16 подсистем.

Правительство РФ утвердило «Комплексный план модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на период до 2024 года» (Распоряжение от 30.09.2018). А функции ведомственного проектного офиса и задачи по организации проектной деятельности на внутренних водных путях России возложены на ФГБУ «Канал имени Москвы» (Распоряжение Росморречфлота от 01.08.2018).

Учреждение уже создало автоматизированную информационную систему по учету, контролю и обработке информации мероприятий «Комплексного плана» с детализацией до самого низшего уровня – объекта.

Цифровая картография

Одним из самых важных сервисов является цифровая картография.

На сегодня обновление наших бумажных карт осуществляется три раза в год, причем в ручном режиме: судоводители получают текстовые печатные извещения и самостоятельно наносят соответствующие правки на бумагу.

В 2019 году мы рассчитываем внедрить цифровую картографию. Ее использование даст возможность перейти на виртуальную расстановку навигационных знаков.

Уже создан Отраслевой центр картографии. В нем развернуто оборудование и сформирован штат.

Чтобы карты были актуальными и точными, надо оперативно учитывать изменения габаритов судового хода (глубины, рельеф дна). Для этого мы переходим на промеры глубин водных путей с помощью многолучевого эхолота и выпуск свежей еженедельной корректуры электронных навигационных карт внутренних водных путей Московского бассейна.

Навигация по электронным картам становится реальностью, которую мы создаем. Мы протестировали синтетическую обстановку на участке от Нижнего Новгорода до гидроузла Белоомут – это около 1 тыс. км ВВП. С начала ноября на Оке убрали плавучие навигационные знаки – буи. Тем не менее здесь была осуществлена буксировка плавкрана ПК-4 Яхромского РГС – с помощью «цифры». Плавкран направлялся на строительные работы от пристани «Ударная» Дмитровского района Подмосковья до гидроузла Белоомут (Луховицкий район). Его буксировал теплоход «Перекат» Рязанского РГС. Длина каравана составила около 70 м. Двигался он по электронным картам.

Инновационная модульная платформа

В течение 2018 года ФГБУ «Канал имени Москвы» прорабатывало проект строительства универсальной модульной платформы.

Платформа – прототип нового судна – спроектирована по нашему заказу. Основные задачи, которые она может решать, – это обслуживание ВВП. В частности, новое судно должно выполнять работы по выставлению и обслуживанию навигационных знаков, проводить промеры глубин, осуществлять траление. Кроме того, оно может быть задействовано при выполнении водолазных работ.

Преимущество новой платформы в том, что она спроектирована с учетом всех новейших требований, а за счет применения подруливающего устройства отличается высокой маневренностью. При этом платформу можно будет дооснастить аккумуляторными батареями (в случае подорожания дизельного топлива), то есть переоборудовать на электротягу. Все это позволит ей еще долгие годы отвечать современным техническим требованиям.

Еще одно важное преимущество платформы – экологичность (значительное снижение выбросов в окружающую среду продуктов горения топлива) и экономичность (в случае перехода на электротягу).

Мы заказали научно-изыскательские работы, в ходе которых просчитывали эффективность использования модульной платформы на электротяге.

При стоимости топлива 45 руб. за 1 литр ежегодные затраты на судно, работающее на дизеле, и на судно с дизель-электрикой с аккумуляторной батареей (АКБ) составляет 1,98 млн руб. и 2,95 млн руб. соответственно. А строительство дизель-электрического судна обойдется примерно в 112,5 млн руб. Тогда как строительство дизельного судна с такими же параметрами будет стоить около 60 млн руб. На данный момент выпуск платформы на электротяге нерентабелен.

Но ситуация на топливном рынке сейчас крайне нестабильная, цены постоянно растут. По оценкам экспертов компаний среднего звена (крупные компании оценок не дают), стоимость 1 литра дизеля может составить 99 руб.

Если дизельное топливо подорожает хотя бы до 67 руб. за 1 литр, дизель-электрика с АКБ становится выгодной. При этом срок окупаемости судна составит 30 лет.

Развитие перевозок

В Московском бассейне наблюдается рост перевозок.

В навигацию-2018 общий пассажиропоток вырос более чем на 7%. Пассажирские суда перевезли по рекам, озерам и водохранилищам Московского бассейна 1,33 млн человек. Благотворно повлияла хорошая, по-настоящему летняя погода, а чемпионат мира по футболу значительно улучшил достигнутый результат. Благодаря аномально теплой погоде в 2018 году объем пассажирских перевозок по водным путям столицы бьет рекорды. По данным Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота, он вырос на 40% по сравнению с навигацией-2017. С 24 апреля по 17 ноября 2018 года перевезено около 29 млн тонн грузов.

Ежедневно по Московскому бассейну проходит более 300 единиц флота. В разгар навигации наши шлюзы пропускают около 450-500 судов в день.

Тем не менее транспортный потенциал канала имени Москвы и вообще водных артерий остается крайне недооцененным. Ведь водные магистрали являются едва ли не единственной альтернативой для перегруженных в Центральном регионе и неразвитых на периферии автомобильных дорог.

Существующая пропускная способность объектов инфраструктуры канала и их безаварийная работа позволяют увеличить объем перевозок в разы. Потенциально канал имени Москвы может пропускать ежегодно более 70 млн тонн грузов и около 6 млн человек, вернувшись к рекордным значениям 1950 года.

Для сравнения эффективности перевозок рассмотрим бизнес-кейс по транспортировке лома черных металлов из Москвы в Череповец. Это самый популярный водный маршрут у перевозчиков металлолома.

Одну баржу грузоподъемностью 5 тыс. тонн можно заменить 74 вагонами грузового поезда или 333 самосвалами. Железнодорожный и автомобильный транспорт уступает речному по стоимости в два и три раза: 600 руб. будет стоить перевозка 1 тонны груза по воде, 1,2 тыс. руб. – по железной дороге и 1,7 тыс. руб. – на машине. Как видим, временные издержки с лихвой компенсируются объемом и себестоимостью перевозки.

Ценовое преимущество водных перевозок очевидно. Так, пользуясь речным транспортом, оператор потратит в среднем 1,5 руб. за 1 т/км. С использованием железнодорожного сообщения перевозка обойдется в два раза дороже – 3 руб. за 1 т/км. Автомобильная транспортировка – самая дорогая: 4 руб. за 1 т/км.

К преимуществам водного транспорта относятся большой потенциал водных артерий, низкая себестоимость перевозок, высокая провозная способность, в том числе возможность транспортировать негабаритные и крупногабаритные грузы, высокий уровень безопасности и его экологичность (минимальные вредные выбросы в окружающую среду на тонну перевозимого груза).

Уже сегодня при годовом грузопотоке Московского бассейна 30 млн тонн мы сняли с загруженных автомагистралей столичного региона 2 млн грузовиков вместимостью 15 тонн каждый.

Пиковый уровень загрузки на автодорогах Москвы и Московской области составляет 95-98%, в то время как загрузка ВВП в пределах столичного региона колеблется в диапазоне 30-50%. Таким образом, преимущество доставки грузов именно речным транспортом очевидно.

Речной туризм

Еще одно направление, которое мы активно развиваем, – это речной туризм.

В 1959 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС организовал первый речной маршрут. За ту навигацию 10 судов перевезли 12 тыс. путешественников. К сегодняшнему дню эта цифра составляет около 300 тыс. человек – столько туристов ежегодно отправляются в круизы по рекам России и проходят по Московскому бассейну.

В эту навигацию рынок речных круизов увеличился на 7%. Турпоток составил 289 тыс. человек. Треть пассажиров речных лайнеров составляли иностранцы. Заполняемость теплоходов большой тройки круизных операторов (ОАО «Мостурфлот», ОАО «Инфофлот», ООО «Водоходъ») достигала 90%. Практически с 100%-ной загрузкой отправлялись теплоходы в круизы выходного дня (двух-трехдневные туры).

В туристические путеводители вернулось Рязанское направление. Восстановленный в прошлом году силами ФГБУ «Канал имени Москвы» дебаркадер в Рязани позволил возобновить прервавшиеся 20 лет назад круизы в этот древний город. В эту навигацию по Оке ходили семь круизных теплоходов, которые использовали новую пристань в центре Рязани для стоянки и выхода пассажиров. Если в 2017 году к дебаркадеру причалило 16 туристических теплоходов, то в 2018 году – уже 38 лайнеров.

Однако, несмотря на рост турпотока, он составляет всего 0,6% от 48 млн резидентов Московской агломерации (здесь проживает около 30 млн человек, еще 18 млн – туристы). А общий пассажиропоток – это всего 2,8%.

Мы понимаем, что здесь есть серьезный потенциал роста, обусловленный в том числе пропускной возможностью наших гидротехнических сооружений.

Наша задача – познакомить с речным транспортом и отдыхом на воде всех россиян. Отправляться в круизы по водным путям Московского бассейна должны не менее 1 млн человек в навигацию, а не нынешние 300 тыс. туристов.

Активная пропаганда

Для привлечения большего количества пассажиров – россиян и иностранных граждан – нужно заниматься популяризацией такого вида отдыха, как речной туризм. При имеющейся колоссальной величине потенциальных туристов даже незначительные усилия, производимые совместно в этом направлении, резко повысят привлекательность речных круизов, привлекут инвестиции в развитие отрасли.

В этом вопросе мы можем опираться на европейский опыт. Так, в Нидерландах каждые пять лет с 19 по 23 августа проходит фестиваль Sail Amsterdam. Это мероприятие представляет собой увлекательное зрелище. Впервые оно было организовано в 1975 году в честь 700-летия Амстердама. Тогда у голландцев снова проснулся интерес к парусным судам. Успех этого праздника привел к созданию фонда Stichting Sail Amsterdam (SSA, Foundation Sail Amsterdam).

Как мы и планировали, впервые под эгидой Минтранса России в Москве весной 2018 года прошел праздник «Навигация», который имеет все шансы превратиться в национальный речной фестиваль. Успешный опыт показал, что так же, как авиационный салон МАКС, День города, «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, нужно отмечать и продвигать открытие навигации.

Состоявшийся 12 мая в парке Горького праздник «Навигация-2018» посетили более 20 тыс. человек. Фестиваль уже доказал свою эффективность, увеличив пассажиропоток в полтора раза. В этот день городские перевозчики приняли на борт около 30 тыс. пассажиров, в том числе 10 тыс. гостей праздника отправились в речное путешествие с причалов парка Горького. Всего прогулочные суда и банкетоходы совершили 12 мая 2018 года более 250 рейсов.

Реконструкция набережных

Чтобы привлечь к воде туристов, простых людей, необходимо также развивать сопутствующую береговую инфраструктуру, зоны отдыха, связанные с водой, создавать стимулы для прогулок не только по реке, но и вдоль реки.

Сегодня мы ведем серьезную работу по благоустройству и строительству новых набережных. Так, в Химках уже созданы парковые территории и места отдыха в прибрежной зоне канала имени Москвы. Они пользуются большой популярностью у местных жителей и гостей.

В 2017 году благоустроили набережную канала имени Москвы протяженностью более 800 м вблизи ЖК «Маяк» по улице Кудрявцева. Она доступна не только для жильцов комплекса, но и для всех химчан. Здесь работает бесплатный Wi-Fi, установлены камеры видеонаблюдения, освещение, скамейки. На территории есть кафе, детская площадка, работает туалет. Визитной карточкой нового места отдыха стала оригинальная композиция «Бегемоты», которая была изготовлена в мастерской Зураба Церетели.

В 2016 году на левом берегу Химок – между трассой М11 и ж/д мостом из Москвы в Санкт-Петербург – на территории 33 га открылся городской парк «Эко-берег». Он был создан на берегу канала имени Москвы в рамках комплексной программы развития городского округа Химки. Здесь предусмотрено большое количество скамеек для отдыха, удобные игровые площадки, велодорожка, пляж, экологическая тропа, футбольное поле, скейт-парк, а также роллердром. Территория озеленена. За два с лишним года парк успел полюбиться местным жителям. Его посетили порядка 2 млн человек.

Кроме того, в 2017 году по согласованию с Росморречфлотом «Канал имени Москвы» предоставил сервитут администрации Химок для благоустройства береговой территории, прилегающей к площадке строительства новых жилых объектов.

К 2018 году были благоустроены 5 га прибрежной территории между каналом, рекой Химкой и Ленинским проспектом. Территорию облагородили, расчистили от сухостоя и упавших деревьев и высадили еще около 150 новых деревьев. Организована система дорожек, скамеек и многоуровневое наружное освещение.

Мы поддерживаем все рекреационные экологически чистые проекты, которые украшают канал имени Москвы и приносят пользу людям.

 

Усовершенствование инфраструктуры как условие развития

Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП

В Государственном судовом реестре РФ по Московскому бассейну внутренних водных путей зарегистрировано 251 пассажирское судно. Их средний возраст составляет 40 лет.

Главным приоритетом для дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в столице является необходимость усовершенствования инфраструктуры: причалов, новых туристических маршрутов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для частного маломерного флота.

В Московском регионе 85% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок, составляет менее 3%. Туристические маршруты (круизы) занимают приблизительно 12%.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. В 2018 году из общего количества проверок в бассейне на долю пассажирских судов пришлось 34%.

По состоянию на 10 октября 2018 года инспекторами государственного портового контроля (ГПК) Московского бассейна ВВП проведено 517 проверок пассажирских судов (в 2017 году – 497); выявлено 1495 нарушений обязательных требований (в 2017 году – 1352); задержано 17 пассажирских судов (в 2017 году – 19).

Семь инспекций

Служба ГПК Московского бассейна ВВП входит в структуру ФГБУ «Канал имени Москвы». Состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения по внутренним водным путям бассейна, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения их осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов. Штатная численность составляет 24 человека. Количество инспекторов в навигацию 2018 года составило 17 человек. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов инспекции государственного портового контроля в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительные курсы переподготовки в ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

На 10 октября 2018 года инспекторами ГПК Московского бассейна ВВП проведено 1525 инспекций судов (в 2017 году – 1470). Количество инспекций с замечаниями составило 1370 (в 2017 году – 1339). Было выявлено нарушений обязательных требований – 4037 (в 2017 году – 3872), задержано 76 судов (в 2017 году – 62).

Основными причинами задержания судов являются отсутствие или окончание срока действия судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ, неудовлетворительное состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, а также несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

В отношении взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями ГПК и инспекторами Центрального УГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов Центрального УГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на судах которых они проводят проверки.

Основная задача Службы ГПК Московского бассейна ВВП совместно с Центральным УГРН Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев привести эксплуатацию флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, повысив тем самым качественный уровень безопасности судоходства в Московском бассейне ВВП.

Регистрация судов и дипломирование

Для проведения квалификационных испытаний по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности судоходства и безопасной эксплуатации судов, созданы квалификационная и аттестационная комиссии.

Особое внимание при проведении квалификационных испытаний уделяется безопасности судоходства, знаниям кандидатами основных документов, регламентирующих данный вопрос.

Документы после прохождения испытаний выдаются в течение трех рабочих дней.

В 2018 году отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 70 заседаний квалификационной и 10 заседаний аттестационной комиссии;

– принято 941 заявление от граждан на получение квалификационных документов;

– отказано в допуске к квалификационным испытаниям 9 заявителям;

– отказано из-за неудовлетворительных знаний 21 заявителю;

– выдано 1062 квалификационных документа;

– выдано 24 удостоверения исполнительным руководителям и специалистам, связанным с обеспечением безопасности судоходства.

В 2018 году отделом государственной регистрации судов проведена следующая работа:

– зарегистрированы вещные права на 164 судна;

– внесено 131 изменение в Государственный судовой реестр;

– зарегистрировано 113 обременений (ограничений) прав на судно;

– выдано 259 свидетельств о праве собственности на судно;

– выдано 222 свидетельства о праве плавания под государственным флагом РФ;

– выдано 17 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов;

– выдано 537 выписок из Государственного судового реестра РФ по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам;

– выдано 126 свидетельств о минимальном составе экипажа;

– исключено из реестра 41 судно;

– выдано свидетельств об исключении из государственного реестра на 25 судов.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган.

Отделом оформления, выдачи и контроля удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек в 2018 году принято 208 заявлений для оформления УЛМ и выдано 109 мореходных книжек.

Сотрудники подразделений ФГБУ «Канал имени Москвы» совместно со службой регулирования движения судов, службой обеспечения безопасности судоходства, службой пути и флота и другими специалистами прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

Источник: Морские вести России