загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Общая информация

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления в Московском бассейне внутренних водных путей.

ФГБУ «Канал имени Москвы» – это 12 субъектов РФ (Москва, Подмосковье, Тульская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Рязанская, Владимирская, Калужская, Нижегородская и Ивановская области), 3842 км внутренних водных путей, в том числе 88 км по городу Москве и 484 км – по Московской области. Вместе они формируют Московский бассейн, который включает в себя 50 судоходных артерий, в том числе реки Волга, Молога, Созь, Шоша, Тверца, Донховка, Сосца, Дубна, Кимрка, Хотча, Медведица, Нерль, Большая и Малая Пудица, Кашинка, Жабня, Пукша, Мимошня, Скоморошка, Нара, Клязьма, Проня, Трубеж, Мокша, Цна, Ухра, Сить, Юхоть, Согожа, Кондоша, Сутка, Москва, Ока, а также «Канал имени Москвы», канал Липня, Старица Черный Яр, Киструсская Старица, Юштинский ключ, Старица Белое озеро, озеро Селигер и Рыбинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Верхневолжское, Мстинское, Вышневолоцкое, Иваньковское, Угличское водохранилище.

ФГБУ «Канал имени Москвы» имеет десять филиалов: Рыбинский, Тверской, Волжский, Яхромский, Тушинский, Московский и Рязанский районы гидротехнических сооружений (РГС), Серпуховский и Муромский районы водных путей (РВП), а также Дмитровские электрические сети (ДЭС).

«Канал имени Москвы» как искусственное русло является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Протяженность рукотворного русла составляет 128 км. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом «Канал имени Москвы» построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.

Инфраструктуру «Канала» формируют пять насосных станций суммарной мощностью 100 мегаватт (перекачивают около 1,5 млрд куб. м воды в год), семь гидроэлектростанций суммарной мощностью 66 мегаватт (эти ГЭС ежегодно могут вырабатывать 215 млн киловатт-часов энергии), 20 шлюзов, а также плотины, каналы, причалы и другие гидротехнические сооружения.

Флот ФГБУ «Канал имени Москвы» формируют земкараваны с черпаковыми земснарядами и землесосами, мотозавозни, шаланды, брандвахты, дноочистительные снаряды и плавкраны, а также самоходный флот, который включает в себя буксиры, танкеры и обстановочные суда.

«Канал имени Москвы» решает важные водно-хозяйственные задачи:

  • содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • санитарное обводнение Москвы-реки и ее притоков;
  • водоснабжение города Москвы;
  • выработка и передача электроэнергии;
  • развитие рекреационно-туристической инфраструктуры.

С 2012 года в Московском бассейне внутренних водных путей начал действовать государственный портовый контроль. В ведении ФГБУ «Канал имени Москвы» находится государственная регистрация судов, оформление удостоверения личности моряка (УЛМ) и мореходной книжки, дипломирование членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и спортивных парусных лодок.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является в центральном регионе важнейшей магистралью водного транспорта, соединяющей Москву и Московскую область с крупными экономическими районами Европейской части России. «Канал» отнесен к категории стратегически важных объектов РФ, а ряд его гидротехнических сооружений включены в Перечень критически важных объектов РФ.

Сегодня ФГБУ «Канал имени Москвы» занимается комплексной модернизацией и перевооружением гидротехнических сооружений и объектов инфраструктуры. Это позволит раскрыть и увеличить имеющийся потенциал «Канала», обусловленный уникальной инфраструктурой, географией, размерами и стратегическим значением для страны.