загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Поселиться на воде

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы», на форуме газеты «Ведомости» MREF-2018.

Река – это не только источник живительной влаги и транспортная магистраль. Для девелоперов столичного региона «большая вода» является основным конкурентным преимуществом при позиционировании девелоперских проектов, прежде всего элитного жилья.

Сегодня возможность общения с природой у водоема для многих стала роскошью в силу дефицита времени для поездок за пределы мегаполиса или недостатка средств на приобретение загородного дома с видом на речку или озеро.

ФГБУ «Канал имени Москвы» последовательно выступает за возвращение жизни на реку во всех смыслах – за активное развитие водного пространства, будь то движение грузов, пассажиров или создание новых причалов, портов, инфраструктуры для туризма и отдыха.

Уже несколько лет подряд мы фиксируем высокий спрос на речные ресурсы. Водный туризм уверенно растет. В прошлом году число желающих отправиться в круизы увеличилось на 15%. В эту навигацию – на 7%. Так же обстоят дела с короткими речными путешествиями – в пределах столицы и ближайшего Подмосковья. Речь идет о массовом экотуризме.

Инвесторы также почувствовали этот запрос и намерены предложить рынку новый формат отдыха на воде. Обустраивая уникальную туристическую и жилую инфраструктуру, бизнес готов приблизить акваторию к потребителю. Мы поддерживаем наметившийся тренд на создание «доступной премиальности».

 

Герман Елянюшкин

В 2000 г. окончил Санкт-Петербургский университет МВД России.

В 1988–2003 гг. служил в органах МВД.

В 2003–2006 гг. – заместитель главы Невского района Санкт-Петербурга.

В 2006–2009 гг. – начальник строительного управления комитета по строительству Санкт-Петербурга.

В 2009–2010 гг. – замгубернатора Псковской области.

В 2010–2011 гг. – начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

В 2011–2012 гг. – директор департамента жилищной политики Министерства регионального развития.

В 2012–2017 гг. был министром строительства, заместителем председателя правительства, советником губернатора Московской области.

С 2017 г. руководит ФГБУ «Канал имени Москвы».

Модное сегодня слово «урбанистика» включает не только понятие «умный город», но и удобное, комфортное, привлекательное для жизни пространство.

Для этого необходимо снова вовлекать в хозяйственный и социальный оборот мощную речную инфраструктуру канала имени Москвы. Созданная 80 лет назад для максимального развития транспортного и рекреационного потенциала внутренних водных путей, сегодня она используется лишь на 30–50%.

За год по рекам Центральной России проходит 1,3 млн человек. Тогда как только в 1950 г. наши водные пути пропустили около 6 млн советских и иностранных граждан. Это были пассажиры многочисленных круизных теплоходов и речных трамвайчиков, которые перевозили туристов, дачников и любителей небольших загородных прогулок.

Поэтому ФГБУ поддерживает инициативы бизнеса, которые находятся в рамках закона и стимулируют деловую активность на воде – создают качественно новую среду для туризма и отдыха.

Сегодня в Московском бассейне планируется реализовать своеобразные девелоперские проекты, которые пока не имеют аналогов в России и не несут экологических рисков. Напротив, они могут стать новым драйвером экодвижения, зеленого образа жизни. Сразу несколько компаний рассматривают возможность создания плавучих поселков – домов на воде.

Так, компания «Столица яхт» с пулом частных инвесторов намерена строить поселки несамоходных риверхаусов. В составе одной такой речной колонии может быть пять и более домиков, стоящих на понтонах и обеспеченных всей необходимой для постоянного проживания людей инфраструктурой. Это причальный комплекс, коммуникации (вода, электричество), охрана, автомобильная парковка. Здесь же, в акватории реки, может быть оборудован погружной бассейн и организованы тематические спортивно-образовательные мероприятия: парусная школа, гребля на байдарках и проч.

Адаптировать иностранный опыт строительства самоходных плавучих домов – хаусботов – намерена российско-датская компания Houseboat.ru. Проект получил название «Поселки на воде или марины для хаусботов». Для его реализации выбрано несколько мест на Пестовском, Клязьминском и Химкинском водохранилищах. В одном таком «селении» планируется совместить от 15 до 30 плавучих домов. Площадь, необходимая для реализации проекта Houseboat.ru, составляет примерно 1 га водной поверхности и 0,5 га земли, необходимой для организации паркинга и минимальной прибрежной инфраструктуры.

Такой формат уже давно прижился на Западе. Вспомнить хотя бы США, Нидерланды, Швецию, Данию или Францию. В Московском бассейне плавучие дома – явление редкое. Людей, которые используют их, единицы, но этот пример заразителен.

Чтобы обеспечить спрос на пока что экзотический речной продукт, бизнес пытается сделать его максимально доступным, не теряя при этом в качестве. Купить риверхаус можно будет и за 8 млн руб., а стоимость хаусбота площадью 100 кв. м сопоставима с ценой на московскую трешку – от 15 млн руб. Их содержание соизмеримо с затратами на хороший загородный коттедж.

Конечно, в границах Москвы сложно планировать размещение поселков на воде – не хватает «природных мощностей». А вот за пределами столицы эти проекты имеют право на жизнь. Они полностью укладываются в планы властей по развитию инфраструктуры для рекреации и туризма.

Ведь то, что затевается как частное жилье, может трансформироваться в плавучие гостиницы, апарт-отели, где уставшие от городской суеты люди будут проводить несколько дней на природе или в путешествии по реке. Ведь хаусбот – это маломерное судно, которое способно курсировать на скорости 8–15 км/ч по каналу имени Москвы, проходя к Оке, Волге и многочисленным водохранилищам.

Понимая, что проекты поселков на воде потребуют определенной инфраструктуры, ФГБУ «Канал имени Москвы» может и готово решать несколько ключевых задач. К примеру, там, где это необходимо, проводить работы по углублению дня, задействовать имеющийся специализированный флот для обеспечения питьевой водой, утилизации отходов, заниматься комплексным обслуживанием флота, а также подключать марины к своим энергосетям. Хаусботам могут потребоваться и плавучие самоходные заправочные станции, которых пока явно не хватает. Кроме того, службы ФГБУ будут рассматривать документы на согласование локации, отстоя или стационарного размещения таких поселков. Вся эта работа в интересах «Канала имени Москвы» как учреждения, уполномоченного государством.

Текст подготовлен на основе выступления на конференции XII Московский форум лидеров рынка недвижимости «MREF-2018. Время интеграции. Время для реформ», проведенной газетой «Ведомости» 24 октября 2018 г. в Москве.

Источник: Ведомости