загрузка...
Загрузка...
загрузка...



История

Предпосылки развития

В начале 1930-х годов проблема обеспечения Москвы водой стояла очень остро. Город стремительно рос, благоустраивался, развивалась его промышленность. Нужен был новый источник, который обеспечивал бы столицу питьевой водой, давал воду для судоходства и улучшения санитарного состояния Москвы-реки и ее притоков. Таким источником воды стала Волга.

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Для определения оптимального пути соединения двух рек были проведены значительные изыскательские работы. В результате были разработаны несколько вариантов: Старицкий, Шошинский и Дмитровский.

Старицкий вариант предусматривал подачу воды в Москву по самотечному каналу длиной 230 км. В этом случае не требовались ни насосные станции, ни шлюзы. Но этот, на первый взгляд, заманчивый вариант не решал полностью задач обводнения столицы, был колоссальным по объему земляных работ. Кроме того, вода могла прорваться в карстовые пустоты, которых много в районе Старицы, уйти под землю, а песчаные грунты на трассе будущего канала грозили большими оползнями.

В Шошинском варианте канал брал свое начало у впадения реки Шоши в Волгу. Для обеспечения нужного профиля требовался механический подъем воды на 71 м, а для судоходства – устройство шлюзов.
В Дмитровском варианте трасса канала начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны. Отсюда канал, преодолевая на своем пути довольно значительный подъем пятью ступенями, направлялся на юг через Дмитров и Икшу. Каждая ступень представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. Далее, дойдя до селения Пестово, расположенного при впадении реки Черной в реку Вязь, канал пересекал водораздел между реками Вязь и Уча и поворачивал на юго-запад. В этом направлении он прорезал Клязьминско-Химкинский водораздел и, пройдя далее долиной реки Химки, спускался по крутому склону к Москва-реке в районе селения Щукино.

Водохранилище в восточной части водораздельного участка канала было предусмотрено специальными плотинами разделить на два самостоятельных водохранилища: западное – судоходное, и восточное – отстойное, предназначенное для водоснабжения. От последнего прокладывался водопроводный канал для подачи питьевой воды в городскую водопроводную сеть через городские очистительные станции. От западной же части водохранилища судоходный канал шел на юг и спускался к реке Москве двумя двухкамерными шлюзами.

Благодаря устройству Иваньковского водохранилища с подъемом воды на 16 м уменьшилась высота накачки воды в канал, был обеспечен равномерный забор воды в необходимом количестве.

Геологические условия Дмитровского варианта, хотя и оказались весьма разнообразными, значительно усложнявшими как выбор отдельных участков канала, так и мест расположения его основных сооружений, в целом были более благоприятными, нежели условия других вариантов. Общая протяженность канала составляла 128 км.



Строительство

3 сентября 1932 года началась одна из грандиозных строек века. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Высокий гребень холмов с истоками и долинами мелких рек должен был превратиться в многокилометровый «водяной мост» Волга-Москва. У деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, Волгу перегородили огромной плотиной. Упираясь в плотину и разливаясь, вода должна была накапливаться в системе искусственных водохранилищ – Московском море. Часть воды должна была круто повернуть на юг, в русло «Канала» и дальше взбираться по «лестнице» вверх на высоту десятиэтажного дома, чтобы потом пройти по ровному и широкому участку и снова круто спуститься вниз по системе шлюзов к Москва-реке.

К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов «Канала» было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения «Канала» потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе «Канала» было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

Ранней весной 1937 года «Канал» был почти готов: к тому времени были прорезаны холмы, намыты высокие дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек «Канал имени Москвы» был запроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов смелостью и оригинальностью инженерных решений.

Итак, за неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь гидроэлектростанций, три железобетонные плотины, восемь земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, два транспортных тоннеля, восемь аварийных и заградительных ворот, одна водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого «Канала». Одновременно с Волгой реки Икша, Уча и Клязьма заполнили своими водами громадные водоемы – будущее ложе «Канала». Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». Волга покорена, ее вода взята на строгий учет.

К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км «Канала Москва-Волга». Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев.

2 мая 1937 года флотилия специально построенных белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала.
15 июля 1937 года «Канал Москва-Волга» был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

Строительство «Канала», соединившего Волгу с рекой Москвой, комплексно разрешило все водохозяйственные проблемы Москвы на несколько десятилетий вперед. Опыт эксплуатации «Канала» полностью подтвердил правильность выбранного решения.




Военные годы

В 1941 году «Канал Москва-Волга» сыграл важную роль в защите столицы от немецко-фашистских захватчиков. Группой специалистов «Канала» (Д.Ф. Агафонов, Л.С. Кусков, Б.М. Фрадкин, А.А. Ярустовский, И.Н. Дымент, В.С. Жданов) было внесено предложение о создании дополнительной водной преграды врагу, используя гидротехнические сооружения. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на 2 м, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад.

В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин–Рогачево–Дмитров. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков отдал распоряжение о затоплении поймы рек Сестры и Яхромы. Несмотря на налеты вражеской авиации, к 1 декабря 1941 года был осуществлен сброс воды из «Канала» в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате интенсивного сброса воды в реки Яхрому и Сестру на пути гитлеровской армии был поставлен мощный водный заслон.

«Канал» выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа и тем самым вписал яркую страницу в историю победы советского народа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление наших войск в начале декабря 1941 года. Саперные специалисты инженерных войск при участии работников «Канала» превратили его в прочный оборонительный рубеж. Вдоль всего «Канала» были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.

В годы Великой Отечественной войны «Канал» ни на один день не прекращал своей деятельности. Подавая тогда около 80% питьевой воды, он имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности Москвы. Гидроэлектростанции «Канала» составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По «Каналу» перевозились военные грузы.

В результате военных действий многие гидротехнические сооружения сильно пострадали. Для своевременной организации перевозок, улучшения водоснабжения и энергоснабжения предприятий Москвы и области Государственный Комитет Обороны вынес решение о восстановлении «Канала» и его пуске к навигации 1942 года.

19 мая 1942 года было открыто сквозное движение по «Каналу».

В 1943 году было полностью завершено восстановление «Канала».

В 1947 году в честь 800-летия столицы «Канал Москва-Волга» был переименован в «Канал имени Москвы».