загрузка...
Загрузка...
загрузка...



Философия шлюзов. Чем канал имени Москвы похож на египетские пирамиды

На канале имени Москвы действуют более 240 гидротехнических сооружений.

Торжество человека над природой — хорошо это или плохо? Если речь идет об уничтожении видов растений и животных, ответ очевиден. Но если говорить о великом творении рук человеческих, призванном приручить стихию и обернуть ее во благо цивилизации, — эта победа достойна восхищения. Посмотрим, к примеру, на шлюзы. С одной стороны, у них утилитарное назначение. Но, если взглянуть на шлюзы № 7 и 8, трудно не залюбоваться их архитектурными элементами, выполненными с изыском. И, безусловно, они делают район, в котором находятся, уникальным. Сохранить эту уникальность — приоритет программы «Мой район». По словам москвоведа и историка Филиппа Смирнова, на сам канал и шлюзы можно смотреть почти с философской точки зрения.

Цифры

Длина канала имени Москвы — 128 км, ширина по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. На канале 11 шлюзов, 10 плотин, 8 гидроэлектростанций (ГЭС), 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 тоннеля, 2 тросовые паромные переправы для автотранспорта — всего более 240 гидротехнических сооружений.

— Глядя на канал имени Москвы, я всегда ощущаю, что нахожусь рядом с чем-то безусловным, — поделился мыслями с «Моим районом» эксперт. — С чем-то восхищающим и титаническим — на уровне задумки, реализации, задействованных ресурсов и эстетического обрамления. Эти огромные ворота, якоря наверху башен, в которых находятся моторы, приводящие в действие затворы, символизируют человеческий разум, который смог восторжествовать над могуществом природы. И это ощущается, когда ты подходишь к мосточку через шлюз и, глядя на соединяющую Москву-реку и великую Волгу водную артерию, осознаешь, сколько под тобой кубометров воды, сколько было вынуто грунта и сколько вложено человеческих сил в строительство этого гиганта. Конечно, на этой эпохальной стройке использовались землеройные машины, но ручного труда в нее было вложено гораздо больше. Для меня прогулка по Покровскому-Стрешневу, переход на Береговую улицу и выход на пляж Химки-2 — это всегда некоторый ностальгический опыт. Мало где в Москве можно найти место, где так много воды и воздуха.

Интересно, что согласно генплану города 1935 года в столице должны были появиться и другие водные артерии, подобные каналу имени Москвы. И если бы глобальные задумки осуществились, то судоходство в столице было бы совсем другого уровня. Но как сложилось, так сложилось.

— Для меня мегастройка канала — нечто вроде попытки воспроизвести в современном мире опыт строительства египетских пирамид, — смело заявляет историк Филипп Смирнов. — Это вызов человека XX века самому себе.

Справка:

Канал имени Москвы соединяет Москву-реку с Волгой. Его строительство началось в 30-х годах прошлого века в связи с нехваткой в столице воды. Известно, что строился канал руками заключенных. По некоторым данным, в его строительстве было задействовано до 800 тысяч человек. Канал был заполнен водой 17 апреля 1937 года. Шлюзы № 7 и 8 (архитектор Владимир Кринский) считаются самыми красивыми по архитектуре.

Источник: Аргументы и факты