загрузка...
Загрузка...
загрузка...



ФГБУ «Канал имени Москвы» почтил память своих строителей

Вот уже четвертый год подряд сотрудники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» проводят акцию памяти 30 октября. Этот день в России объявлен Днем памяти жертв политических репрессий. По традиции участники мероприятия возложили цветы и венки к местам массовых захоронений каналоармейцев.

«История канала «Москва-Волга» имеет свои трагические страницы. Как и большинство огромных объектов, при строительстве канал был омыт потом и кровью тысячей людей. Мы считаем своим долгом сохранять и беречь память о погибших каналоармейцах и надеемся, что их подвиг не будет забыт», -- отметил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.  

Специально для возведения канала «Москва-Волга» 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг). За время существования лагеря с 14.09.32 по 31.01.38 только по официальным данным погибло 22842 человека. Эти данные не включают расстрелянных в ходе строительства канала и после его окончания. Очень много строителей канала были арестованы и расстреляны в 1937 году уже на заключительном этапе строительства канала. Их обвинили в организации государственного переворота силами заключённых. Среди погибших были руководители строительства архитекторы, инженеры, простые рабочие. Более 300 человек захоронено на Донском кладбище. На печально известном Бутовском полигоне с 08.08.1937 по 19.10.1938 расстреляны и захоронены по меньшей мере 2500 строителей канала «Москва-Волга».

Ежегодно 30 октября сотрудники ФГБУ «Канал имени Москвы», представители краеведческого общества «Москва-Волга», создатели проекта «Москва-Волга.ру» посещают Бутовский полигон, чтобы почтить память погибших строителей канала.

В этом году акция памяти прошла в нескольких местах. Сотрудники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы и венки на расстрельные курганы Бутовского полигона, у памятника строителям канала в районе ГЭС-191 в Дубне, у поклонного креста, установленного на месте массового захоронения в 1,5 км от поселка Темпы на шоссе Темпы-Талдом, а также у стального 13-метрового креста на въезде в Дмитров, возведенного на западном берегу канала к 60-летию строительства.

Справка:

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км, а глубина – 12 м. 3 сентября 1932 года началось строительство.

К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов Канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения Канала потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе Канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого Канала. К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по Каналу теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. 15 июля 1937 года Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

За неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.